Тормозим экономно

  Торможение применяется для снижения скорости или полной остановки автомобиля. По мнению специалистов, торможение является одним из...

 

Торможение применяется для снижения скорости или полной остановки автомобиля. По мнению специалистов, торможение является одним из наиболее значимых приемов безопасного управления автомобилем. Причем же здесь экономия?   Тормоза греют атмосферу Движущийся автомобиль обладает определенной кинетической энергией, полученной им от двигателя. Для снижения скорости или остановки автомобиля эту энергию нужно уменьшить. Но просто исчезнуть энергия не может! Тормозные механизмы преобразуют ее в тепловую энергию, нагреваясь при трении. Получается, что при каждом торможении мы превращаем в тепловую энергию часть мощности, развиваемой двигателем. Значит, используемое в двигателе топливо частично тратится на бесполезный нагрев тормозных механизмов и окружающей атмосферы. Мало этого – температуры в тормозной системе современных автомобилей настолько велики, что при интенсивных торможениях с высокой скорости способны привести к потере фрикционных свойств колодок и даже к закипанию тормозной жидкости. Вот и экономия – чем меньше мы тормозим, тем меньше топлива расходуется на выработку тепловой энергии, уходящей в атмосферу. И тормозные механизмы меньше изнашиваются. Но совсем обойтись без торможения невозможно! Попробуем разобраться, как можно избавиться от лишних нажатий на педаль тормоза.   Не трогая педаль тормоза Формула «правильный выбор скорости» давно уже всем приелась, но актуальности не потеряла. В городе, особенно при отсутствии светофоров, движение со скоростью потока позволяет почти не пользоваться тормозами. На загородном шоссе выбор скорости в большей степени зависит от профиля дороги. Определяющими становятся количество и крутизна поворотов. Оптимальной будет та скорость, при которой не возникает необходимости тормозить перед каждым поворотом. Следующая не менее банальная формула – «предвидение дорожной ситуации». Опытный водитель в городе постоянно контролирует ситуацию на два – три автомобиля вперед, на шоссе – в пределах прямой видимости. Это позволяет заранее снижать скорость, а при необходимости и перестраиваться, не прибегая к педали тормоза. На светофорах полностью избежать торможения практически невозможно, но пытаться стоит. Заранее оценивайте обстановку на перекрестке и выбирайте оптимальный режим движения. Светофор обычно виден издалека, и почти всегда можно рассчитать, как к нему подъехать, чтобы попасть на «зеленый». Тем не менее, идеальных условий не бывает, на дороге постоянно возникает необходимость в изменении скорости. Это вовсе не значит, что при каждом удобном случае нужно жать на тормоз. Зачастую достаточно просто отпустить педаль газа, используя торможение двигателем. Более эффективно торможение передачами, которое особенно удобно использовать перед поворотами на перекрестках. К тому же оба эти приема позволяют экономить топливо. Современные двигатели при отпущенной педали газа переходят в режим принудительного холостого хода, когда топливо в цилиндры не подается.   «Короткие» торможения Основа грамотного управление тормозами – умение дозировать замедление в зависимости от дорожных условий. На большинстве современных автомобилей этому помогает высокая информативность тормозной системы. Научившись «чувствовать» замедление по усилию на педали, вы сможете пользоваться тормозами только в тех случаях, когда это действительно необходимо. Экономии можно достигнуть не только за счет уменьшения количества торможений, но и путем сокращения продолжительности каждого торможения. Чем дольше вы держите нажатой педаль тормоза, тем больше нагреваются тормозные механизмы, подогревая атмосферу. Снижать скорость лучше короткими, интенсивными торможениями. Но и увлекаться здесь нельзя – лишняя интенсивность наверняка вызовет недовольство пассажиров, которым придется каждый раз клевать носом и повисать на ремнях безопасности. Другая сторона вопроса – потеря эффективности тормозов при нагреве. Для этого не обязательно интенсивно тормозить с высокой скорости, достаточно постоянно притормаживать, подолгу не отпуская педаль тормоза. Такая ситуация характерна при интенсивном городском движении и на горных спусках. Опыт показал, что при длительных притормаживаниях температура тормозных механизмов оказывается на 20 – 30 % выше, чем при коротких интенсивных торможениях. Особенно критичным это может оказаться в летнюю жару. Водителям старых автомобилей нужно помнить, что температурный отказ тормозов может быть связан с состоянием тормозной жидкости. Современные тормозные жидкости гигроскопичны и интенсивно поглощают влагу из воздуха. Через три – четыре года содержание воды в жидкости может быть настолько велико, что температура ее кипения снизится на 30 – 40%. Тормозная жидкость может закипеть при относительно небольшом нагреве!   Подведем итог. «Грамотное» торможение, сокращение количества торможений и их продолжительности действительно позволяет экономить топливо и способствует снижению износа элементов тормозной системы. Но помните – речь идет о «штатных» режимах движения. В аварийно опасных ситуациях забудьте об экономии, используйте полную эффективность тормозов!   Счастливого вам пути и «экономных» торможений!

 

Оставить комментарий