По долинам и по взгорьям

Преодоление крутых подъемов и спусков – наиболее опасный элемент движения по бездорожью. В грязи, в песке, в глубокой колее вы...

Преодоление крутых подъемов и спусков – наиболее опасный элемент движения по бездорожью. В грязи, в песке, в глубокой колее вы можете застрять, повредить детали ходовой части, бампер. Ошибка на крутом подъеме может привести к опрокидыванию автомобиля.

 

Максимальный подъем

 

Максимальный преодолеваемый угол подъема приводится в «Руководстве по эксплуатации» полноприводных автомобилей. Он указывается в градусах или процентах. Уклон в процентах – процентное отношение высоты подъема по вертикали к его длине по горизонтали. Проще говоря, это тангенс угла уклона, выраженный в процентах. Чтобы представить подъемы наглядно, посмотрим, какие уклоны встречаются на дорогах. На пересеченной местности уклоны не более 8%, или 4,6 градуса. Горные дороги круче, уклон достигает 12%, или 6,85 градуса. На въездах в гаражи, эстакадах и т.п. делают уклоны до 30%, или 17 градусов. Более крутые уклоны встретятся вам только за пределами асфальта на грунтовых дорогах или при их отсутствии. Обычно максимально преодолеваемый угол подъема находится в пределах от 30 до 45 градусов. Но это цифра «парадная». Угол рассчитывается по тяговой характеристике автомобиля и проверяется на специальных подъемах с бетонным покрытием и высоким коэффициентом сцепления. Автомобиль должен пройти на подъем расстояние, равное удвоенной колесной базе (от четырех до шести метров в зависимости от модели автомобиля). Такие подъемы можно увидеть только на полигонах.

Вверх по склону

В жизни крутые подъемы покрыты травой, либо по ним прокатана колея от колес грузовиков. Подъем с колеей преодолевать проще: уклон обычно не превышает 20 – 25 градусов, что ощутимо меньше возможностей внедорожника. Трудности может создать не уклон, а состояние колеи! Убедитесь, что глубина колеи не превышает дорожного просвета автомобиля, проверьте, нет ли на дне колеи ям или жестких ребер. Включите второй мост, понижающий ряд и начинайте подъем с небольшого разгона. Если дно колеи рыхлое, используйте вторую передачу, чтобы избежать пробуксовки колес. Если автомобиль начинал прыгать на неровностях, выбрасывая из-под колес землю, остановитесь, медленно спуститесь по колее назад и повторите попытку на меньшей скорости. Перед тем как преодолевать подъем, на который «не ступало колесо автомобиля», оцените его состояние. Крутизну подъема обычно можно определить только на глаз. Верьте своим ощущениям – показалось, что подъем слишком крутой, не рискуйте, постарайтесь объехать его другой дорогой. Не пытайтесь штурмовать подъемы, на поверхности которых не растет трава. Это либо песчаный откос, либо каменная осыпь. Колеса будут закапываться в рыхлую поверхность, и автомобиль начнет скользить вниз вместе с незакрепленным грунтом. Подъем с поверхностью, поросшей травой, обязательно обследуйте пешком. Наметьте маршрут движения по самому короткому пути «в лоб». Убедитесь, что на маршруте нет скрытых травой ям, бугров, камней, на которых колесо автомобиля может подскочить и потерять контакт с грунтом. Загляните за гребень подъема – там может оказаться яма или обрыв, которые из автомобиля вы не увидите. Проверьте «пути отхода»! В случае неудачного штурма вы должны иметь возможность спуститься назад без риска повредить автомобиль. Включите оба ведущих моста, понижающий ряд, заблокируйте дифференциал. На подъеме передние колеса разгружаются и могут начать буксовать. Заблокированный дифференциал снизит риск буксования. Выберите передачу, на которой вы будете подниматься. Слишком «низкая» передача вызовет буксование колес из-за избытка тяговой силы. На слишком «высокой» передаче мотор может заглохнуть из-за нехватки крутящего момента. Переключать передачи на подъеме нельзя – при самом быстром переключении автомобиль успеет остановиться и придется трогаться с места на подъеме. Начинайте подъем с разгона на ровной площадке, чтобы использовать инерцию автомобиля. Не «газуйте», обороты двигателя должны обеспечить равномерное движение без пробуксовки колес! В конце подъема, когда обороты двигателя начинают расти, немного отпустите газ. Добавляйте газ, когда задние колеса перевалили через гребень и вы видите дорогу перед собой.

Оставить комментарий