При чем тут шины?

Шины – один из наиболее важных элементов автомобиля, наряду с двигателем, трансмиссией, тормозами. Они обеспечивают передачу тягового усилия, сцепление с...

Шины – один из наиболее важных элементов автомобиля, наряду с двигателем, трансмиссией, тормозами. Они обеспечивают передачу тягового усилия, сцепление с дорогой, плавность хода. Влияние шин сказывается на основных характеристиках автомобиля: скоростных показателях, топливной экономичности, управляемости и комфортабельности.

 

На «холодных» шинах

 

Давно уже канули в прошлое времена, когда шины изнашивались после пробега 20 – 30 тысяч километров. Современные легковые шины, в том числе изготовленные в России, способны пройти до полного износа 90 – 100 тыс. км, а то и больше. Многое зависит от отношения к ним хозяина автомобиля. Чтобы шины прожили долго, нужно периодически контролировать их состояние и производить перестановку. Контроль сводится к проверке давления и внешнему осмотру шины. Рекомендуется проверять давление в шинах не реже чем раз в неделю. Стоит проверять и чаще, если у вас появились сомнения. Контролировать давление нужно на «холодных» шинах перед началом движения. Уже после небольшого пробега внутреннее давление в шине повышается из-за нагрева. Измерение после пробега даст неверный результат. Но учтите: если ваш автомобиль хранится на улице, проверять давление нужно до того, как шины нагреются на солнце. Прямые солнечные лучи способны поднять давление на 0,3 – 0,5 атм!

 

Износ и безопасность

 

Пониженное давление приводит к увеличению износа и может вызвать разрушение шины. Кроме того, при пониженном давлении ухудшаются сцепные свойства шины, значит, снижаются показатели управляемости. Казалось бы, снижение давления должно привести к увеличению пятна контакта и улучшению сцепления с дорогой. На самом деле этого не происходит. Размеры пятна контакта действительно увеличиваются, но меняется распределение нагрузки на дорогу. Удельное давление в плечевой зоне (по краям протектора) увеличивается, а в центре протектора уменьшается почти до нуля. Средняя часть протектора прогибается внутрь, хотя и не отрывается от поверхности дороги. Реальное сцепление с дорогой обеспечивают только крайние дорожки. Естественно, при этом сцепление шины с твердой дорожной поверхностью ухудшается. Меняется и поведение шины в повороте. «Недокачанная» шина на поворотах складывается, в контакте с дорогой остается только крайняя дорожка и часть боковины. Сцепление с дорогой становится еще меньше. Шина может сложиться настолько, что край обода достанет до дороги! А это уже аварийная ситуация – упор обода в дорогу на скоростном повороте чаще всего заканчивается опрокидыванием. Выигрыш от пониженного давления можно получить только на сыпучем песке или мягком грунте. Там края шины продавливают грунт, и она прилегает к почве всей поверхностью. Поэтому и рекомендуется снижать давление в шинах для увеличения опорной проходимости на мягких грунтах. Естественно, у шины с низким давлением на твердой дороге начинается повышенный износ крайних дорожек, тогда как центр протектора практически не изнашивается. Но это еще не все. Плечевая зона всегда несет наибольшую нагрузку и нагревается больше, чем остальная поверхность протектора. Пониженное давление при длительном движении с высокой скоростью, особенно в условиях летней жары, может привести к перегреву плечевой зоны. Результат – расслоение шины в плечевой зоне, вплоть до отрыва части протектора. Возрастает и риск механического повреждения шины при наезде на препятствие. Удар о край ямы или выступающий стык дорожного покрытия может вызвать «пробой» боковины шины. Край обода прорубает тонкую боковину насквозь. Чаще всего такие повреждения ремонту не подлежат.

 

В соответствии с нагрузкой

 

Повышенное давление в шине не так опасно. Конечно, сцепление с дорогой заметно ухудшается, «перекачанная» шина будет касаться дороги только центральной частью протектора. Ухудшится и плавность хода. Следствием езды с повышенным давлением станет быстрый износ центральных дорожек. Зато отсутствует риск перегрева шины при длительной езде и складывания в повороте. И расход топлива может заметно снизиться – с уменьшением пятна контакта снижается сопротивление движению. Есть и еще одна вещь, о которой большинство водителей не задумывается. Оптимальное давление в шинах зависит от нагрузки автомобиля. Большинство производителей автомобилей рекомендуют разную величину давления для пустого и полностью груженного автомобиля. Иногда указывают рекомендованные значения давления для нескольких нагрузок. Это не значит, что, посадив трех пассажиров на заднее сиденье, нужно тут же накачивать шины. Но если вы собираетесь в дальнюю дорогу с семьей и друзьями, не поленитесь заглянуть в «Руководство по эксплуатации» и установить давление в шинах, соответствующее полной нагрузке. Стоит установить максимальное рекомендованное давление и в том случае, когда вы собираетесь в дальнюю дорогу один или вдвоем, но предполагаете поддерживать высокие скорости. Конечно, результатом станет некоторое повышение износа центральных дорожек протектора и ухудшение плавности хода. Но повышенное давление позволит вам избежать перегрева шин при длительном скоростном движении в летнюю жару. Таким образом, рекомендованное давление воздуха в шинах обеспечит вам равномерный износ протектора шин и достаточную их долговечность.

Оставить комментарий