Долговечность тормозов

Нередко от владельцев отечественных автомобилей можно услышать жалобы на низкую долговечность тормозных колодок. Обычно винят в этом производителей – мол,...

Нередко от владельцев отечественных автомобилей можно услышать жалобы на низкую долговечность тормозных колодок. Обычно винят в этом производителей – мол, в погоне за прибылью ставят некачественные колодки. Владельцы иномарок жалуются на преждевременный износ колодок реже – как-то неудобно обвинять известные компании в низком качестве продукции. Тем не менее претензии предъявляются и к самым «продвинутым» моделям автомобилей. Но всегда ли виноваты производители? Может быть, стоит и на себя посмотреть? «Неграмотное» торможение Впервые с «неграмотным» использованием тормозов я столкнулся много лет назад. В начале 70-х один из первых конвейерных автомобилей ВАЗ-2101 был временно передан в редакцию газеты «Известия». Ездил на нем журналист, ведущий в редакции автомобильную тематику, не буду называть его фамилию. Водитель он достаточно опытный, с большим стажем, неоднократно участвовал в различных автомобильных соревнованиях журналистов, в том числе и международных. Через некоторое время мне поручили забрать автомобиль в редакции и перегнать его на завод. Созвонившись с журналистом, я договорился о встрече и организации передачи. Просьба журналиста захватить с собой комплект тормозных колодок меня не удивила – автомобиль находился в распоряжении редакции около года, пробег должен быть немаленьким. Действительно, при осмотре выяснилось: передние тормозные колодки изношены до металла. Поразил взгляд на одометр – пробег составил всего 10 000 км. В то время при пробеговых испытаниях в достаточно жестком режиме тормозные колодки «копейки» ходили до полного износа по 25 – 30 тысяч км. У «частников» пробеги были еще больше, доходя до 40, а то и 50 тысяч км. Первая мысль – колодки некачественные. Нужно срочно передать их специалистам для анализа. После замены колодок и оформления в редакции необходимых документов журналист попросил разрешения съездить на автостоянку, чтобы переложить в свой автомобиль личные вещи – инструмент, трос, аварийный знак. За время поездки я понял причину повышенного износа колодок. Расстояние от редакции до стоянки – около двух километров по улицам с относительно небольшим движением. На этом расстоянии журналист затормозил около двадцати раз! Я невольно начал считать уже после третьего торможения. Никакой необходимости в таком количестве торможений не было – просто такая манера вождения. Быстрый разгон, тормоз перед перекрестком, снова быстрый разгон, тормоз перед сужением дороги, опять разгон и т.д. Любое снижение скорости выполняется с помощью тормозов. В таких условиях никакие «продвинутые» колодки долго не проживут! За грузовиком К сожалению, и сегодня такие водители – не исключение. Порой создается впечатление, что многие из них просто не знают о торможении двигателем и передачами. Особенно это заметно на загородных дорогах и на затяжных крутых спусках. Современные грузовики способны поддерживать постоянную скорость 80 – 90 км/ч. На наших узких двухполосных дорогах обогнать такой грузовик непросто. За каждым из них обычно выстраивается очередь легковых автомобилей, ожидающих возможности для обгона. Но скорость «головного» грузовика постоянно меняется в зависимости от профиля дороги. И на любое изменение скорости многие водители легковых автомобилей реагируют нажатием на педаль тормоза. На самом деле применение тормозов здесь совсем не обязательно. Чаще всего снизить скорость на 5 – 10 км/ч можно, просто убрав ногу с педали газа. При скорости в пределах 70 – 90 км/ч торможение двигателем на большинстве автомобилей достаточно эффективно, даже на высшей передаче. Там, где скорость колонны опускается ниже 70 км/ч, достаточно перейти на одну передачу вниз и отпустить газ. Торможение передачами эффективнее торможения двигателем. Да и для последующего разгона не нужно будет переключаться «вниз» - практически любой автомобиль способен уверенно разгоняться на 4-й передаче уже с 40 км/ч. Исключение составляют автомобили, снабженные автоматической гидромеханической коробкой передач. У них двигатель не имеет жесткой механической связи с трансмиссией – крутящий момент передается к трансмиссии через масло, заполняющее гидротрансформатор. Практически отсутствует и обратная связь от колес к двигателю – торможение двигателем малоэффективно. Приходится чаще использовать педаль тормоза, но и здесь небольшое снижение скорости можно получить, отпуская педаль газа. Под горку Забывают водители о торможении двигателем и на затяжных крутых спусках. Никто не отменял старое правило: «Спускаться вниз нужно на той передаче, на которой автомобиль поднимался». Вместо этого зачастую на спуске используют «нейтраль», а скорость регулируют постоянными торможениями. Последствия могут быть печальными – тормоза перегреваются и теряют эффективность. В то же время движение вниз на четвертой или третьей передаче позволяет поддерживать относительно невысокую скорость, не прибегая к использованию тормозов. Необходимость нажимать на тормоз появляется в два-три раза реже, и тормозить можно коротким нажатием, не перегревая тормозные механизмы. При этом еще и топливо экономится – система управления двигателем воспринимает движение с отпущенной педалью газа как принудительный холостой ход и перестает подавать топливо в цилиндры двигателя. Не зря на многих дорогих автомобилях, особенно дизельных, устанавливают системы контроля торможения двигателем. После длительного торможения на спуске система принудительно включает пониженную передачу, обеспечивая торможение двигателем. Автомобиль будет двигаться на пониженной передаче, пока вы не нажмете на педаль газа. Думаю, что со временем такие системы появятся и на более дешевых, массовых автомобилях. Пример тому – антиблокировочная система тормозов. Впервые ее применила компания Mercedes в качестве дополнительного оборудования для дорогих моделей. Сегодня ABS входит в комплектацию многих «бюджетных» автомобилей. По всей видимости, не за горами время, когда применение ABS станет обязательным для всех автопроизводителей. Смотрите вперед В городе при современной плотности движения избежать постоянного применения тормозов практически невозможно. Но и здесь количество и интенсивность торможений вполне можно уменьшить. На относительно длинных перегонах между светофорами достаточно двигаться со скоростью основного потока, а небольшие изменения скорости компенсировать перемещением педали газа. Но главное в городе – видеть на несколько машин вперед и постоянно оценивать ситуацию. Правильное прогнозирование дорожной обстановки позволит вам избежать экстренных торможений и снизить количество штатных использований тормоза. Нередко при перестроении и перед поворотом на перекрестке вполне можно обойтись без тормозов, используя только торможение двигателем и передачами. Для этого достаточно правильно выбирать скорость движения и своевременно снижать скорость, а не тормозить перед поворотом в последний момент. Вывод из сказанного прост: если на вашем автомобиле быстро износились тормозные колодки, не спешите ругать производителя. Попробуйте проанализировать собственную манеру вождения. Счастливого вам пути и бережного отношения к тормозам! Они вам еще пригодятся.

Оставить комментарий