Осенние заботы

Ведущий рубрики: Александр Смирнов Осенняя пора, очей очарованье… Нынешняя осень очаровывает солнечными деньками, но зима уже на подходе. Скоро...

Ведущий рубрики: Александр Смирнов Осенняя пора, очей очарованье… Нынешняя осень очаровывает солнечными деньками, но зима уже на подходе. Скоро запорхают «белые мухи» и начнутся зимние заботы с пуском двигателя, отоплением и прочими прелестями. Самое время готовить автомобиль к зиме! Внимание к аккумулятору Зимой самые большие неприятности может преподнести аккумулятор. Можно, хотя и с трудом, завести двигатель на летнем масле, можно потихоньку ехать по льду на летних шинах. Но если аккумулятор «не крутит», не удастся даже сдвинуть автомобиль с места, разве что на буксире. Посему наибольшее внимание в процессе подготовки к зиме стоит уделить аккумулятору. Правда, внимания он требует не так уж много. Нужно только проверить состояние аккумулятора и при необходимости зарядить. Или поехать в магазин для покупки нового, а старый оставить в магазине, чтобы не занимал место в гараже. Проверять аккумулятор самому тоже необязательно. Достаточно поехать в специализированный магазин, сервисный центр или на автомобильную СТО. Квалифицированная проверка и зарядка обойдутся не слишком дорого. Оценка по плотности Хотите все делать своими руками? Тогда вам придется приобрести несколько приборов. В «наборе аккумуляторщика» должны быть: тонкая стеклянная трубочка, маленькая воронка, ареометр, плоская линейка с миллиметровыми делениями и термометр. Нелишним будет вольтметр. Термометр нужен для того, чтобы определить истинную плотность электролита. Дело в том, что плотность задается и измеряется при температуре электролита +25°С. Изменение температуры на один градус в ту или иную сторону уменьшает или увеличивает плотность на 0,0007 г/см3. Зная истинную температуру электролита в момент замера, вы легко можете внести поправку, приведя плотность к +25°С. Начинайте с проверки уровня и состояния электролита. Отверните пробки в крышке аккумулятора. Опустите в отверстие стеклянную трубочку до упора в верхний край пластин. Зажмите верхнее отверстие трубочки пальцем, выньте трубочку из отверстия и линейкой измерьте высоту столба жидкости, оставшейся в трубочке. Нормальный уровень электролита должен быть на 20 – 25 мм выше верхнего края пластин. Не забудьте оценить цвет электролита, набранного вами в трубочку. Он должен быть прозрачным. Темный или красноватый цвет электролита сообщает: активная масса пластин разрушена, дни вашего аккумулятора сочтены. Теперь измеряем плотность электролита. Не забудьте перед измерением определить его температуру. Из каждой банки набираете электролит в колбу ареометра, пока поплавок не всплывет. Деления на поплавке ареометра покажут величину плотности. При необходимости внесите поправку на температуру. У полностью заряженного аккумулятора плотность электролита составляет 1,28 г/см3. При плотности ниже 1,24 г/см3 аккумулятор желательно поставить на зарядку. Ждать наступления морозов не стоит. Чем ниже плотность электролита, тем выше его температура замерзания. Электролит плотностью 1,28 г/см3 замерзает при температуре -65°С, при плотности 1,20 г/см3 – при -28°С. В разряженном аккумуляторе при плотности 1,10 г/см3 электролит замерзнет уже при -7°С. Измеряем напряжение Все вышесказанное относится к обычным и «малообслуживаемым» аккумуляторам, снабженным пробками. Существует еще категория более дорогих «необслуживаемых» аккумуляторов. Пробок у них нет, и добраться до электролита невозможно. Правда, у них есть индикатор плотности, обычно в виде зеленого шарика в прозрачном колодце. Но он показывает, что аккумулятор либо заряжен, либо разряжен. Для более точной оценки состояния «необслуживаемого» аккумулятора можно измерить напряжение разорванной цепи (НРЦ). Измеряется НРЦ с помощью вольтметра, подключенного к выходным клеммам батареи. Измерение желательно проводить через 6 – 8 часов после остановки двигателя. Нормальная величина НРЦ должна быть не меньше 12,6 В. Напряжение меньше 12,5 В говорит о необходимости зарядки батареи. Если у вас или у соседа по гаражу есть нагрузочная вилка, дополнительно можно провести тест под нагрузкой. Исправный аккумулятор через 15 секунд под нагрузкой должен выдавать напряжение не ниже 9,5 В. Оба эти теста можно провести и на обычном аккумуляторе, если вам кажется, что проверки плотности электролита недостаточно. Одновременно с проверкой аккумулятора целесообразно проверить и состояние электрооборудования автомобиля. Начните с проверки натяжения ремня генератора. При нажатии пальцем его длинная ветвь должна прогибаться на 10 – 15 мм. Для проверки электрооборудования можно использовать вольтметр или бортовой компьютер, если в нем есть функция определения напряжения в бортовой сети. Заведите двигатель, прогрейте его до рабочей температуры и установите постоянные обороты 1500 – 2000 об/мин. Включите дальний свет фар. Подсоедините вольтметр к выходным клеммам батареи. Величина напряжения должна находиться в пределах 13,9 – 14,3 В. При меньшей величине напряжения нужно искать причину в реле заряда и генераторе. Зимой аккумулятор не будет нормально заряжаться от бортовой сети. Заодно проверьте надежность крепления аккумулятора и состояние клемм. Загрязненные и окисленные клеммы следует очистить, плотно затянуть и смазать техническим вазелином. Зарядка в «домашних» условиях Зарядить аккумулятор можно и в «домашних» условиях. Для этого используется любой выпрямитель, допускающий регулировку зарядного тока или напряжения. Но учтите: ставить аккумулятор на зарядку в жилом помещении нельзя. В процессе зарядки в воздух попадают ядовитые пары электролита. Нельзя и оставлять работающее зарядное устройство в гараже без присмотра. Лучше всего использовать для этой процедуры открытый балкон. Прежде чем приступать к зарядке аккумулятора, внимательно изучите инструкцию выпрямителя – в ней подробно описаны все правила и порядок выполнения работы. При покупке зарядного устройства обратите внимание на его характеристики. Желательно, чтобы зарядное устройство обеспечивало возможность увеличения зарядного напряжения до 16 – 16,5 В. Существует два способа зарядки аккумулятора: зарядка при постоянной силе тока и зарядка при постоянном напряжении. Оба способа равноценны с точки зрения влияния на долговечность батареи. Выбор зависит от вашего желания и возможностей зарядного устройства. Для заряда при постоянной силе тока нужно зарядное устройство, снабженное регулятором силы тока. Величина зарядного тока должна составлять 0.1 от номинальной емкости батареи. Например, для батареи емкостью 60 А/ч сила зарядного тока - 6 А. На протяжении зарядки силу и напряжение тока нужно контролировать и регулировать через каждые 1 – 2 часа. Когда напряжение достигнет 14,4 В, силу тока следует уменьшить в два раза (в данном примере – до 3 А) и при таком токе продолжать зарядку до начала газовыделения. При зарядке «необслуживаемой» батареи целесообразно использовать еще одну ступень – при увеличении напряжения до 15 В снова уменьшить ток в два раза. Батарея считается полностью заряженной, если сила тока и напряжение не меняются в течение 1 - 2 часов. Для «необслуживаемых» аккумуляторов такое состояние наступает при напряжении 16,3 – 16,4 В. При заряде методом постоянного напряжения степень заряженности АКБ по окончании заряда напрямую зависит от величины зарядного напряжения, которое обеспечивает зарядное устройство. Так, например, за 24 часа непрерывного заряда при напряжении 14,4 В полностью разряженная 12-вольтовая батарея зарядится на 75 – 85%, при напряжении 15 В - на 85 – 90%, а при напряжении 16 В - на 95 – 97%. Полностью зарядить разряженную батарею в течение 20 – 24 часов можно при напряжении зарядного устройства 16,3 – 16,4 В. В момент включения зарядного устройства, в зависимости от внутреннего сопротивления и степени разряженности батареи, сила тока может достигать 40 – 50 А. Поэтому зарядное устройство должно быть снабжено ограничителем силы тока. По мере заряда напряжение на выводах батареи постепенно приближается к напряжению зарядного устройства, а величина зарядного тока соответственно снижается и приближается к нулю в конце заряда (если величина зарядного напряжения выпрямителя ниже напряжения начала газовыделения). Это позволяет производить заряд без участия человека в полностью автоматическом режиме. Зарядные устройства, предназначенные для работы в автоматическом режиме, нередко настраиваются на напряжение 14,4 – 14,5 В. При достижении этого напряжения загорается зеленый индикатор, сигнализирующий об окончании зарядки. Это нормально для аккумуляторов традиционного исполнения, но недостаточно для «необслуживаемых» кальциевых батарей. Для удовлетворительного (на 90 – 95%) заряда современных «необслуживаемых» АКБ с помощью подобных зарядных устройств, имеющих максимальное зарядное напряжение 14,4 – 14,5 В, потребуется больше суток. Счастливого вам пути и всегда заряженного аккумулятора!  

Оставить комментарий