На чем ездить зимой?

Ведущий рубрики: Александр Смирнов Стало уже привычным в преддверии зимнего сезона публиковать рекомендации о переходе на зимние шины и...

Ведущий рубрики: Александр Смирнов Стало уже привычным в преддверии зимнего сезона публиковать рекомендации о переходе на зимние шины и результаты тестов шин на ледяных и заснеженных дорогах. Для многих европейских стран такая информация актуальна – там законодательно запрещена зимняя эксплуатация автомобилей на летних шинах. В России попытка введения обязательного использования зимних шин не прошла. Никто вас не накажет, если вы всю зиму проездите на летних шинах. Тем не менее большая часть владельцев легковых автомобилей в России с наступлением холодов отправляется в магазины и шиномонтажные пункты, заботясь о собственной безопасности. Тут и встает вопрос: какие шины выбрать? «Всесезонки» Предложений много, их можно разделить на три категории: всесезонные шины («all season»), зимние без шипов («липучки») и зимние шипованные. Всесезонные шины, на мой взгляд, самый худший вариант, хотя и самый привлекательный по цене. Безопасность движения на любой дороге обеспечивается в первую очередь сцеплением шин с поверхностью дороги. От величины сцепления зависит и тормозной путь автомобиля, и курсовая устойчивость на поворотах. Чтобы обеспечить высокое сцепление на сухой летней и скользкой зимней дороге, конструкция и материал шины должны соответствовать требованиям, взаимно исключающим друг друга. Летом на сухом асфальте наилучший результат дают широкие шины без рисунка протектора – слики. Но годятся они только для гонок, где при первых признаках дождя гонщики могут за несколько секунд «пере-обуться» в специальные «дождевые» шины. Обычные летние шины имеют довольно «плотный» рисунок протектора с канавками и мелкими прорезями (ламелями) для отвода воды из пятна контакта. Элементы протектора не слишком подвижные, а материал протектора обладает высокой твердостью. Рисунок обеспечивает большую активную площадь пятна контакта, позволяющую получить хорошее сцепление с твердой дорожной поверхностью. Твердый протектор и его малоподвижные элементы снижают сопротивление качению и соответственно расход топлива. Летом температура поверхности дороги достаточно высока, да и сама шина нагревается. Материал протектора должен обеспечивать работоспособность шины при высоких температурах. Зимой твердый протектор не может обеспечить достаточного сцепления со скользким покрытием. Чтобы хорошо цепляться за мелкие неровности обледеневшей или заснеженной дороги, нужен мягкий протектор с подвижными шашками, которые легко деформируются под нагрузкой. И рисунок желательно иметь с крупными, разделенными шашками, способными «прогрызать» рыхлый снег. В мороз резиновая смесь, из которой изготовлен протектор, становится более твердой. Материала, который способен сохранять постоянную твердость в диапазоне от +60 до –40°С, еще не изобрели. Поэтому всесезонные шины способны нормально работать в ограниченном диапазоне температур. Летом они будут перегреваться и быстро изнашиваться, зимой – твердеть и терять сцепные свойства. В угоду «всесезонности» рисунок у них более мягкий и подвижный, чем у летних, но более твердый, чем у зимних. В наших условиях есть смысл использовать всесезонные шины только тем, кто постоянно, летом и зимой, ездит по грунтовым дорогам и редко выезжает на асфальт. «Всесезонки» неплохо работают на мягком грунтовом покрытии летом и на рыхлом, слабо укатанном снегу зимой. Но «голый лед» им не по зубам, здесь они мало отличаются от летних шин. «Липучки» Зимние шины без шипов («липучки») в первую очередь отличаются составом резиновой смеси – она существенно мягче и мало твердеет при низких температурах. Некоторые производители добавляют в смесь кремний или стеклянные волокна, что позволяет улучшить сцепление резины с поверхностью дороги. Рисунок «липучек» обычно состоит из крупных, подвижных шашек, разделенных глубокими канавками. Мягкие, подвижные элементы протектора позволяют шине хорошо «цепляться» за мелкие неровности обледеневшей и укатанной снежной дороги. Крупные шашки помогают в мягком, неукатанном снегу, а глубокие канавки способствуют выдавливанию рыхлого снега или снежной каши из пятна контакта. Современные «липучки» немного проигрывают шипованным шинам на чистом льду, а на дороге, покрытой мягким, слабо укатанным снегом, и в рыхлом снегу могут с ними сравняться. Недостаток «липучек» только в том, что они относительно быстро теряют свои свойства. По мере износа высота шашек протектора уменьшается, и они становятся менее подвижными. Резиновая смесь тоже со временем твердеет, еще более снижая подвижность элементов протектора. Опытный водитель способен заметить некоторое ухудшение сцепных свойств «липучек» к концу второго сезона зимней эксплуатации. В третьем сезоне изменения уже заметны любому. Четвертый сезон может принести полное разочарование – по сцеплению со скользкой дорогой «липучки» почти не отличаются от летних шин. Ситуация может усугубиться, если вы перестраховались и поездили на «липучках» весной, опасаясь утренних заморозков. На сухом, прогретом весенним солнцем асфальте шины начинают быстро изнашиваться, теряя подвижность шашек. Шипы Шины с шипами противоскольжения по рисунку обычно похожи на «липучки». Резиновая смесь протектора у них тоже способна работать при низких температурах. Но твердость протектора выше, а подвижность шашек зачастую хуже. Сделать шашки, в которых устанавливаются шипы, слишком мягкими нельзя – при деформации шипы будут «складываться». У некоторых шин делают протектор из нескольких слоев резины с различной твердостью, чтобы сохранить подвижность шашек и предотвратить «складывание» шипов. К тому же в мягкой резине шипы держатся плохо и быстро теряются. Естественно, усложнение конструкции приводит к удорожанию шин. На дорогах, покрытых твердым льдом и плотно укатанным снегом, шипованные шины – безусловный лидер. Сцепление с дорогой обеспечивается комплексно, шипы вгрызаются в дорожную поверхность, а мягкие элементы протектора цепляются за неровности. Там, где дорога покрыта мягким, слабо укатанным или рыхлым снегом, шипы практически перестают работать. Обязанность поддерживать сцепление с дорогой полностью передается элементам протектора. Здесь шипованные шины могут даже уступать «липучкам», обладающим более мягким протектором. Неожиданно шипованные шины могут подвести на участке дороги, свободном ото льда и снега. Промороженный асфальт становится настолько твердым, что шипы не могут в него воткнуться и просто скользят по поверхности. Шипованные шины способны сохранять сцепные свойства несколько дольше по сравнению с «липучками». Конечно, от сезона к сезону их протектор тоже твердеет, теряя эластичность. Но шипы продолжают работать, пока не выпадут из шины. Производители шин уже давно добились, чтобы интенсивность износа шипов и протектора была почти одинаковой. Независимо от степени износа, они всегда выступают над поверхностью протектора на заданную величину. У аккуратного водителя шипованные шины могут отработать пять-шесть сезонов без значительной потери сцепных свойств. Кого хочешь - выбирай Как видите, зимние шины любых типов обладают своими преимуществами и недостатками. Решать, какие шины ставить на свой автомобиль, должны вы сами. Лучше вас никто не знает, как и в каких условиях вы ездите зимой. Выбор зависит и от климатических условий вашего региона. Никогда не забывайте только об одном: никакая, даже самая продвинутая, зимняя шина не может превратить лед в сухой асфальт. Сцепление на зимней дороге всегда будет хуже, чем летом на сухом асфальте. Чтобы не быть голословным, приведу величины тормозного пути, измеренные при испытаниях шин журналом «За рулем» на дорогах с разным покрытием. Конечно, сравнение не слишком корректное – измерения производились на разных автомобилях с разными шинами. Но для общего представления этих цифр достаточно. Итак, длина тормозного пути: - «летние» шины, сухой асфальт, скорость 60 км/ч - 16 – 17 м; - «летние» шины, мокрый асфальт, скорость 60 км/ч - 17 – 18 м; - «зимние» шины с шипами, чистый асфальт, скорость 60 км/ч – 20 – 22 м; - «зимние» шины с шипами, рыхлый снег, скорость 50 км/ч - 32 – 35 м; - «зимние» шины с шипами, лед, скорость 50 км/ч - 53 – 80 м. Как видите, зимой на чистом асфальте тормозной путь на несколько метров больше, чем летом. Рыхлый снег под колесами увеличивает длину тормозного пути почти в два раза, несмотря на меньшую скорость в начале торможения. На льду для полной остановки автомобиля потребуется расстояние, в четыре раза превышающее тормозной путь на сухой летней дороге. Безусловно, экономить на безопасности не стоит, зимой нужно ездить только на зимних шинах. Но ваша безопасность и безопасность ваших близких в первую очередь, зимой и летом, зависит от вас самих, вашего опыта, водительского мастерства, от вашей «холодной головы». Счастливого вам пути и хорошего сцепления!  

Оставить комментарий