В сугробах

Декабрь – первый месяц зимы. Теперь ближайшие три–четыре месяца будем ездить по скользким дорогам, бороться со снежными переметами и покорять...

Декабрь – первый месяц зимы. Теперь ближайшие три–четыре месяца будем ездить по скользким дорогам, бороться со снежными переметами и покорять снежную целину. На скользкой дороге Полный привод позволяет водителю спокойно и уверенно двигаться на обледеневшей дороге благодаря равномерному распределению тяговой силы на все колеса. Но не забывайте: никакой полный привод не может превратить скользкую поверхность в сухой асфальт. На зимней дороге вас подстерегают те же опасности, что и водителей моноприводных автомобилей, только потеря сцепления колес с дорогой происходит на несколько большей скорости. Не забывайте о том, что количество ведущих колес не влияет на тормозные свойства автомобиля. Блокировка колес при торможении может оказаться совершенно неожиданной, после того как вы трогались без «букса» и без проблем обгоняли обычные «легковушки». Не пренебрегайте установкой шипованной резины, в крайнем случае используйте зимой шины с маркировкой M+S (mud + snow – грязь + снег) с развитыми грунтозацепами – они помогут и на скользкой дороге, и на зимнем бездорожье. На горизонтальных участках дорог и на дорогах с небольшими подъемами и спусками используйте только высшую передачу раздаточной коробки. Это поможет вам снизить риск пробуксовки ведущих колес. Понижающий ряд используйте на крутых, обледеневших спусках или подъемах. На крутом скользком спуске понижающий ряд даст возможность двигаться равномерно и регулировать скорость педалью газа без применения тормозов. На крутом подъеме понижающая передача позволяет использовать повышенную тягу при небольших оборотах двигателя. На «зимниках» держитесь по возможности ближе к середине дороги – середина лучше укатана и покрыта плотно утрамбованным снегом. Чем ближе к краю, тем снег мягче и глубже – можно провалиться и застрять. Что включать? Движение по снежной целине похоже на преодоление брода. Ровная сверкающая поверхность снега может скрывать под собой любые препятствия. Перед преодолением относительно небольшого участка не поленитесь провести пешую разведку, оценить состояние снега, толщину покрова и выявить возможные препятствия. Помогут вам в этом палка или лопата из «возимого комплекта». Приемы движения по снежной целине зависят от состояния снега. А различных состояний снега на порядок больше по сравнению с песком и грязью. Общая рекомендация одна – перед съездом с дороги включите оба моста, пониженную передачу и блокировку межосевого дифференциала. Если ваш автомобиль оснащен противобуксовочной системой, заранее разберитесь в алгоритме ее работы. Противобуксовочную систему, которая уменьшает обороты двигателя, лучше отключить, особенно если снег перед вами влажный и плотный. При буксовании колес электроника уменьшит обороты двигателя, снижая тяговое усилие на колесах. В плотном снегу тяги не хватит, чтобы преодолеть повышенное сопротивление движению, и автомобиль остановится. Противобуксовочная система, которая в первую очередь подтормаживает буксующее колесо, наоборот, поможет в снегу, обеспечивая равномерное распределение тяги по колесам. После разведки Проще всего проехать по свежевыпавшему снегу. Он легко продавливается под колесами до твердого грунта и не создает чрезмерного сопротивления движению – автомобиль поедет, даже если снега выше колес. Но скоростью не увлекайтесь, особенно если вы не провели предварительную разведку. Внимательно следите за поведением автомобиля: если «нос» неожиданно начинает опускаться или подниматься, немедленно остановитесь и сдайте назад по собственной колее. Продолжайте движение только после пешей разведки. Влажный плотный снег преодолевать сложнее. Он не продавливается до твердого грунта, но уплотняется, образуя на дне колеи твердую скользкую поверхность. Если толщина снега больше величины дорожного просвета, автомобиль нагребает перед собой снежный вал, создающий дополнительное сопротивление движению. Двигаться следует, очень мягко работая педалью газа и не допуская буксования. В случае остановки не пытайтесь пробиться вперед, добавляя газ. Вернитесь на несколько метров назад по своей колее и снова двигайтесь вперед, немного разогнавшись, но без буксования. Сыпучий снег в сильный мороз по состоянию очень похож на песок. И ехать по нему можно, как по песку, на второй или третьей передаче «нижнего» ряда. Но газом работать нужно аккуратнее, чем в песке, – под колесами автомобиля слегка уплотненный снег, на котором колеса легко могут начать скользить. Преодолевая снежную целину, намечайте маршрут движения так, чтобы по возможности избежать крутых поворотов. Повернутые на большой угол колеса в снегу создают дополнительное сопротивление, передние и задние колеса идут по разным колеям, что еще больше увеличивает сопротивление. По тем же причинам избегайте трогаться с места с повернутыми колесами. При остановке в снегу лучше всего не пользоваться тормозами – достаточно отпустить педаль газа и выключить сцепление, автомобиль остановится сам. Торможение в снегу почти всегда приводит к блокировке колес. Заблокированное колесо оставляет под собой скользкую площадку. Тронуться с такой площадки без буксования непросто. При сильном торможении заблокированные колеса могут прорезать снег, так что автомобиль провалится и ляжет «на брюхо». На покрытых слоем снега подъемах всегда выбирайте направление, перпендикулярное склону. Проследите, чтобы на вашем маршруте не было поперечного уклона. Сцепление колес в поперечном направлении на снегу очень невелико, автомобиль будет сползать вниз по уклону. О преодолении косогоров зимой лучше забыть и поискать дорогу в обход. Самый трудный для преодоления – влажный снег, покрытый сверху коркой твердого наста. Такой снег встречается чаще всего в конце зимы. Он создает очень большое сопротивление движению. В этом случае можно действовать, как в густой грязи: пробиваться вперед короткими бросками, с разгона преодолевая за раз не больше одного-двух метров. Буксование колес должно быть полностью исключено, иначе колеса начнут зарываться в податливый нижний слой снега, с каждым оборотом закапывая автомобиль все глубже. Отдельные снежные переметы относительно небольшой протяженности, нередко возникающие на дороге после метели, можно преодолевать «с ходу», используя инерцию автомобиля и пробуксовку колес. Включите полный привод, «нижний» ряд и блокировку межосевого дифференциала. На «чистой» дороге разгоните автомобиль на первой или второй передаче. Крепко держите руль – передние колеса могут войти в перемет не одновременно, в результате чего автомобиль может развернуть. Обороты двигателя поддерживайте на уровне 2000 – 2500 об/мин. Если скорость автомобиля начинает быстро падать, немного прибавьте газ. Скорость в момент въезда в снег должна быть тем выше, чем длиннее перемет, но не больше 30 – 40 км/ч. На большей скорости автомобиль может выбросить с дороги. Но и слишком маленькая скорость не даст эффекта – инерция автомобиля окажется недостаточной и вы рискуете застрять посреди перемета.  

Оставить комментарий