Джипы тоже застревают

Опытные мотогонщики говорят: «Мотоциклист рано или поздно должен упасть». О водителе полноприводного автомобиля можно сказать: рано или поздно он должен...

Опытные мотогонщики говорят: «Мотоциклист рано или поздно должен упасть». О водителе полноприводного автомобиля можно сказать: рано или поздно он должен застрять. Особенно учитывая, что не в привычке российского водителя заранее проверить дорогу, прежде чем ехать. В этот раз поговорим о том, что нужно делать, если пророчество сбылось и ваш автомобиль застрял. Помоги себе сам Первое, что нужно сделать при застревании, – не пугаться и не паниковать. Выйдите из автомобиля и определите причину застревания. Пригодится «возимый комплект», если к нему можно добраться, не выходя из автомобиля. В первую очередь понадобятся сапоги, чтобы не пришлось шлепать по грязи в легких туфлях. Причин застревания бывает две: буксование колес на скользком покрытии (грязь, снег, лед), или в песке, либо упор элементов подвески и кузова в землю или препятствие. В первом случае можно выбраться, не прибегая к подручным средствам. Для начала попытайтесь выехать назад по собственной колее. Включите повышенную передачу в раздаточной коробке, чтобы снизить риск буксования. Трогайтесь плавно и аккуратно, понемножку добавляя газ. Если колеса не буксуют, а двигатель глохнет, повторите попытку, используя понижающую передачу. Назад выехать не удалось? Попробуйте выбраться путем «раскачки». Определитесь, в какую сторону выезжать. Если автомобиль остановился на уклоне, всегда легче выбираться вниз. Если передние колеса «закопались» больше, чем задние, или оказались в яме, выезжать стоит назад, где меньше сопротивление движению. Если условия спереди и сзади одинаковые, лучше выезжать вперед. При движении задним ходом фартуки колес, защита двигателя, топливного бака создают дополнительное сопротивление, загребая грязь или песок. Заблокируйте межосевой дифференциал, включите первую передачу и попробуйте плавно тронуться вперед. Автомобиль останавливается буквально через несколько сантиметров. Быстро включите задний ход и плавно трогайтесь назад. После нескольких попыток автомобиль начнет перемещаться вперед-назад в пределах полуметра. Как только вы почувствуете, что автомобиль уверенно катится в выбранном направлении, добавляйте газ, не опасаясь буксования. Инерция раскачки и буксующие колеса помогут «вытащить» автомобиль. Если автомобиль не шевелится, определите, во что он уперся. При контакте с землей, густой грязью или песком можно освободить автомобиль, подкапывая землю в нужном месте. Когда это невозможно или при контакте с твердым препятствием (валун, пень, древесный ствол), придется прибегать к помощи домкрата. Поднимайте по очереди каждое колесо автомобиля, пока между колесом и грунтом не появится зазор. В «возимом комплекте» неплохо иметь обрезок доски 25х25 см толщиной около 30 мм. Доску подложите под домкрат, чтобы он не продавливал грунт при подъеме. Если автомобиль оснащен винтовым или гидравлическим домкратом, может оказаться, что поставить домкрат под кузов невозможно. Подкопайте грунт в месте установки домкрата. Можно использовать такой прием – подъем колеса домкратом, упертым в обод колеса. Установите домкрат по центру колеса под наклоном в сторону автомобиля, чтобы головка домкрата упиралась в полку обода. Упор должен быть надежным, чтобы домкрат не выскочил. Под каждое колесо уложите подсобный материал – доски, ветки, щебень, камни, куски кирпича. Когда контакт кузова с препятствием устранен, поставьте колеса в положение «прямо», заблокируйте межосевой дифференциал и плавно трогайтесь в выбранном вами направлении. Помощь друга Помощь пассажиров или попутчиков по путешествию при застревании может оказаться неоценимой. Для того чтобы выбраться из «ловушки», бывает достаточно небольшого дополнительного усилия. Определите направление дальнейшего движения, как сказано выше. Правильно расставьте помощников, чтобы они могли эффективно применить свои усилия и не оказались залитыми потоками грязи. Лучше всего расположить людей по бокам автомобиля, чтобы они могли упереться в переднюю, заднюю и среднюю стойки. Если кто-то окажется спереди или сзади автомобиля, ему лучше расположиться по центру, подальше от колес. Стекла нужно открыть, чтобы обеспечить доступ к стойкам. Усилия помощников и водителя должны быть скоординированы. Один, наиболее опытный, помощник должен командовать. При раскачке помощники должны по команде толкать автомобиль в сторону выезда и прекращать усилия при возврате автомобиля. Водитель должен стараться избегать буксования и добавлять газ тогда, когда автомобиль начал уверенное движение. Выбравшись из «ловушки», стоит отъехать подальше и остановиться там, где можно тронуться без посторонней помощи. В сухом сыпучем песке для вызволения застрявшего автомобиля можно применить метод «поперечной раскачки». Встаньте вдвоем или вчетвером по бокам автомобиля и раскачивайте кузов в поперечном направлении, упираясь в верхний край проема окон. С каждым качком нужно увеличивать амплитуду. В момент разгрузки колес сухой песок сползает под колесо и автомобиль постепенно поднимается вверх. Этот метод работает только в сухом песке. Влажный песок ссыпаться под колеса не будет. Поперечную раскачку можно применять только к относительно легким автомобилям. Вряд ли вам удастся раскачать внедорожник с массой под две тонны, если он закопался в песок «по брюхо». Идем за трактором Вытаскивание застрявшего автомобиля с помощью тягача – мероприятие не только сложное, но и опасное, требующее соблюдения определенных правил. В качестве тягача следует использовать автомобиль, масса которого больше массы застрявшего автомобиля или равна ей. Легкий тягач с задачей не справится. Направление вытаскивания определяется, исходя из возможностей подъезда тягача. Ведущие колеса тягача располагаются на участке с твердым покрытием, обеспечивающим достаточное сцепление. Располагать тягач нужно так, чтобы его продольная ось совпадала с продольной осью застрявшего автомобиля. Если это невозможно, постарайтесь, чтобы угол между продольными осями автомобилей был как можно меньше. Если автомобиль застрял поперек колеи, его нужно вернуть в колею и после этого вытаскивать вдоль дороги. Тягач нужно ставить под 90 градусов, чтобы развернуть застрявший автомобиль. Буксирный трос лучше выбрать эластичный. Стальной трос использовать не стоит – он слишком жесткий, требует постоянного ухода и небезопасен для рук. Прочность троса на разрыв должна быть не меньше массы вашего автомобиля с полной нагрузкой. Если вы готовитесь к путешествию по тяжелому бездорожью, лучше приобрести более мощный трос, разрывная прочность которого превышает массу вашего автомобиля примерно в два раза. Такой трос не подведет даже в случае самого тяжелого застревания. На концах троса должны быть закреплены металлические крючки – карабины или U-образные скобы с болтом. В крайнем случае трос можно просто привязать узлом к буксирной проушине. Но под нагрузкой узел может настолько затянуться, что развязать его вы просто не сумеете. Лучше всего использовать безопасный узел из числа «морских», если вы знаете, как это делать. Длина троса должна быть в пределах 4 – 6 метров. Длинный трос может понадобиться в том случае, когда тягач не может подъехать близко. Полезно иметь в запасе два одинаковых троса. Цеплять трос следует за буксирные проушины или за фаркоп. Нельзя крепить трос к бамперу, балке ведущего моста или к элементам подвески. Усилия при вытаскивании настолько высоки, что можно оторвать не только бампер, но и ведущий мост. Если у застрявшего автомобиля две буксирные проушины, используйте два троса. Один трос складываете пополам и зацепляете за обе проушины. Получается что-то вроде узды, к середине которой вы крепите второй трос. Нагрузка на каждую из буксирных проушин снижается, уменьшая риск их отрыва или деформации кузова. Водители тягача и застрявшего автомобиля при вытаскивании должны действовать синхронно. Водитель тягача очень плавно и медленно трогается, выбирая слабину и натягивая трос. Когда трос натянулся, водитель отпускает педаль сцепления и плавно добавляет газ. Одновременно с этим водитель эвакуируемого автомобиля отпускает сцепление и добавляет газ до средних оборотов. Даже если колеса при этом начинают буксовать, на них появляется хотя бы небольшая тяга, помогающая усилиям тягача. Необходимая для вытаскивания тяговая сила в большой степени зависит от грунта, в котором автомобиль застрял. При застревании на задернённой почве потребуется усилие, равное примерно 15% массы автомобиля. В мокром песке, гравии необходимое усилие достигает 25 – 30%, а в болоте, на мокрой пашне, глине увеличивается до 50 - 60% массы автомобиля. Такое тяговое усилие тягач способен развить не всегда, особенно если его ведущие колеса находятся на грунтовой поверхности. Увеличения тяговой силы можно добиться, выполняя вытаскивание рывком с использованием кинетической энергии эластичного троса. В волокнах троса, растянутого резким рывком, возникает сила, стремящаяся сократить его длину до первоначальной, как в растянутой резинке. Эта сила прибавляется к тяговой силе тягача и нередко помогает «вырвать» застрявший автомобиль. Для вытаскивания рывком лучше использовать трос с повышенной разрывной прочностью. Если его нет, можно сложить вдвое обычный трос. Порядок действий: водитель тягача плавно натягивает трос и останавливается. Затем сдает назад примерно на полметра-метр и интенсивно трогается вперед. «Выдернуть» застрявший автомобиль с первого раза получается не всегда, возможно, придется повторить попытку несколько раз. «Пострадавший» водитель не остается пассивным зрителем – в момент рывка он должен отпустить сцепление и прибавить газ, обеспечивая вращение колес. Не забывайте, что любое вытаскивание, особенно рывком, представляет серьезную опасность. При обрыве трос может не только повредить автомобиль, но и нанести травмы людям, оказавшимся рядом. При вытаскивании внимательно следите, чтобы все ваши помощники и просто любопытные находились за пределами опасной зоны на расстоянии не меньшем, чем полторы длины троса. На этом наш рассказ об особенностях вождения полноприводных автомобилей заканчивается. Счастливого вам пути и удачи в путешествиях по бездорожью!  

Оставить комментарий