Смазка для трансмиссии

Правильный выбор трансмиссионного масла не менее важен, чем выбор масла для двигателя. От него зависит не только долговечность агрегатов, но...

Правильный выбор трансмиссионного масла не менее важен, чем выбор масла для двигателя. От него зависит не только долговечность агрегатов, но и возможность надежной эксплуатации автомобиля в различных климатических условиях. Высокая удельная нагрузка Требования к трансмиссионным маслам заметно отличаются от моторных масел. Агрегаты трансмиссии не подвергаются воздействию высоких температур, характерных для двигателя. Главная особенность работы зубчатых передач трансмиссии – высокие удельные нагрузки, требующие создания надежной масляной пленки в местах контакта. Наименьшие удельные нагрузки характерны для коробок передач переднеприводных автомобилей. Здесь используются цилиндрические шестерни, в том числе и для главной передачи. Поэтому некоторые производители рекомендуют для коробок передач моторные масла. В конических зубчатых передачах, применяемых в ведущих мостах заднеприводных и полноприводных автомобилей, удельные нагрузки существенно выше. Здесь уже необходимо использовать только трансмиссионное масло. Самые высокие удельные нагрузки характерны для гипоидных передач, которые сегодня применяются в трансмиссиях всех легковых и большей части грузовых автомобилей. Автоматические гидромеханические коробки передач, получившие в последнее время широкое распространение, требуют применения специальных маловязких жидкостей ATF (Automatic Transmission Fluid). Но рассматривать здесь их особенности и свойства нет смысла – замена всегда производится в дилерских сервисных центрах, специалисты которых точно знают, что заливать. Вязкость и качество Классифицируются трансмиссионные масла по двум показателям – вязкости (система SAE) и качеству (система API). По вязкости масла делятся на три группы: летние (напр. SAE 140), зимние (напр. SAE 75w) и всесезонные (напр. SAE 75w-90). Поскольку сезонная смена трансмиссионного масла не практикуется, говорить о применении летнего и зимнего масла в нашем регионе не приходится. Остается выбирать из линейки всесезонных масел. Как и в классификации моторных масел, первая цифра относится к «зимней» вязкости, вторая характеризует «летнюю» вязкость при высоких температурах. Но цифры эти весьма условны. Чтобы понять, при каких температурах рекомендуется использовать то или иное масло, можно воспользоваться приведенной ниже таблицей.

 

Примерные температурные диапазоны всесезонных трансмиссионных масел  

Класс по SAE

Диапазон внешних температур, 0С

зимой

летом

SAE 75w-80

-40

+35

SAE 75w-90

-40

+35

SAE 80w-85

-26

+35

SAE 80w-90

-12

+45

Система API предусматривает классификацию трансмиссионных масел по качеству. Обозначаются они буквами GL (Gear lubricant) и подразделяются на шесть классов. На сегодня в автомобилях применяются, в основном, масла классов GL-4, GL-5 и GL-4/5.

В отличие от моторных масел, класс трансмиссионного масла определяет не столько качество, сколько свойства масла. Большая цифра не означает, что данное масло лучше. Можно сказать, что цифра в обозначении определяет область применения масла.

Масла класса GL-5 способны выдерживать большие удельные нагрузки и предназначаются для гипоидных передач. Но с цветными металлами, из которых изготавливаются синхронизаторы коробок передач, они взаимодействуют плохо. Класс GL-4 не способен обеспечивать работу зубчатого зацепления с высокими удельными нагрузками, но более «лоялен» к цветным металлам. Свойства масел класса GL-4/5 позволяют применять их как в гипоидных передачах, так и в обычных коробках передач.

Кроме того, трансмиссионные масла различаются и по «основе», на которой они изготавливаются – минеральные, полусинтетические и синтетические. Но об этом речь пойдет ниже. Ориентир – на условия

Выбор масла для трансмиссии в первую очередь определяется рекомендациями производителя автомобиля. В любом «Руководстве по эксплуатации» обязательно оговариваются марки и характеристики масел, применяемых в агрегатах трансмиссии.

Выбирать самостоятельно приходится, когда производитель рекомендует достаточно широкий спектр масел или по каким-то причинам вы не можете найти рекомендации.

Ориентироваться следует на климатические условия региона, в котором эксплуатируется автомобиль, интенсивность эксплуатации зимой и летом, условия хранения. К выбору масла по категории вязкости особенно внимательно нужно подходить владельцам полноприводных автомобилей.

В трансмиссии полноприводников кроме коробки передач есть еще раздаточная коробка и редуктор второго ведущего моста – четыре агрегата, заправленных трансмиссионным маслом. И в каждом из них масло с повышенной вязкостью вызывает дополнительные потери, не говоря уже о затрудненном переключении передач.

Тем, кто круглый год хранит автомобиль на открытой стоянке, лучше остановить свой выбор на масле с меньшей «зимней» вязкостью. Такое масло меньше застывает на морозе и избавит от проблем трогания с места после холодного пуска. При этом и «летняя» вязкость не должна быть слишком высокой – экстремальная жара бывает не так уж часто, а высокая вязкость увеличивает потери в трансмиссии.

Те, кто хранит автомобиль в теплом гараже или редко выезжает зимой, могут меньше обращать внимание на «зимнюю» вязкость. Застывание масла на морозе им грозит меньше, а выбор «летней» вязкости будет зависеть от максимальных летних температур.

Не забудьте и о классе качества. Как было сказано выше, выбор класса качества зависит от конструкции того агрегата, в который вы заливаете масло.

Наконец, вопрос выбора между «минералкой» и «синтетикой». Трансмиссионное масло не подвергается воздействию высоких температур, характерных для двигателя, и намного дольше сохраняет свои свойства. Минеральное масло в трансмиссии способно «выходить» до 60 тысяч километров без ухудшения свойств. Большинство производителей автомобилей и рекомендует производить смену масла после 60 тысяч.

Полусинтетические и синтетические масла сохраняют свойства в 1,5 – 2 раза дольше. Но это не значит, что их не нужно менять в рекомендованные сроки. За пробег в 60 тысяч км в масле скапливается изрядное количество продуктов износа в виде мельчайшей металлической пыли и стружки. Попадая на трущиеся поверхности, продукты износа работают, как наждак, значительно ускоряя процесс износа.

На полноприводных автомобилях есть еще одна «засада». Частая езда по жидкой грязи, глубоким лужам, преодоление бродов может привести к попаданию воды в агрегаты трансмиссии через сапуны. Постепенно воды может набраться столько, что она будет вызывать вспенивание масла, что отнюдь не способствует улучшению смазки трущихся поверхностей.

Получается, что синтетика не дает очень уж большого эффекта в увеличении долговечности агрегатов, но стоит она существенно дороже. Выбор остается за вами и определяется толщиной вашего кошелька.

Счастливого вам пути и правильно выбирайте масло!  

 

Оставить комментарий