«Электронные помощники» тормозов

В №36 мы рассказывали об особенностях автомобилей, оборудованных антиблокировочной системой тормозов (АБС). В этом выпуске узнаем: и принцип ее...

В №36 мы рассказывали об особенностях автомобилей, оборудованных антиблокировочной системой тормозов (АБС). В этом выпуске узнаем: и принцип ее работы. Давно прошли те времена, когда электричество в автомобиле служило только для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах и освещения дороги. Постепенно электрооборудование автомобиля все больше и больше усложнялось, а к середине прошлого века, по мере развития электроники, в автомобиле начали появляться электронные управляющие системы. Наступление электроники Электроника стала, сначала робко, а затем все более решительно, отбирать у водителя функции по управлению автомобилем и работой его агрегатов. Началось все с управления двигателем. Вслед за системой бесконтактного зажигания появились микропроцессоры, управляющие не только системой зажигания, но и работой карбюратора. С появлением систем непосредственного впрыска топлива электронная система управления двигателем оставила водителю только функцию управления положением дроссельной заслонки. На многих современных автомобилях и эта привилегия у водителя отобрана. С помощью электронной педали акселератора водитель задает нужные ему обороты двигателя. Все остальное делает электроника – определяет необходимое положение дроссельной заслонки, количество впрыскиваемого в цилиндры топлива, опережение зажигания и даже меняет фазы газораспределения. Автоматические и роботизированные коробки передач, бесступенчатые вариаторы и автоматические системы подключения ведущих мостов освободили водителя от управления трансмиссией. В помощь водителю Управление замедлением и направлением движения пока еще полностью осталось в руках водителя. Здесь электроника только помогает водителю или исправляет допущенные им ошибки в управлении автомобилем. Маневр торможения, по мнению большинства специалистов, является наиболее значимым для безопасного управления автомобилем. Ошибка при его выполнении может привести к возникновению аварийной ситуации и послужить причиной дорожно-транспортного происшествия. Даже опытный водитель при экстренном торможении легко может ошибиться и заблокировать колеса, особенно на скользкой зимней дороге. Автомобиль с заблокированными колесами превращается в неуправляемый снаряд и не реагирует на любые действия рулем. Неоднородность дорожного покрытия, так же как блокировка одного или двух колес, может привести к неконтролируемому вращению автомобиля. Поэтому создатели автомобилей постарались в первую очередь помочь водителям избежать блокировки колес при торможении. Патент на «механизм превентивного блокирования колес моторизированных транспортных средств» был получен компанией Bosch еще в 1936 году. Однако долгое время испытания электронных и даже механических систем подобного рода оканчивались неудачей – устройство оказывалось слишком сложным и работало слишком медленно. И только в 70-х годах прошлого века, благодаря бурному развитию технологий, компании Bosch удалось создать работоспособную версию ABS (Antilock Break System). На серийном автомобиле ABS впервые появилась в 1978 году – покупатели Mercedes S-Class могли заказать эту систему в качестве опционного оборудования. Чуть позже аналогичная система появилась и у конкурента S-Class – BMW 7-Series. Сегодня системы ABS не используются только на самых дешевых моделях автомобилей. В некоторых странах их применение стало обязательным для автобусов и грузовых автомобилей. Дело идет к тому, что в недалеком будущем системы ABS войдут в обязательную комплектацию всех автомобилей. 

 

Оставить комментарий