Москвич Кадетович Опельман

История автомобильного мира неразрывно связана с именами людей: конструкторов, испытателей, дизайнеров. Марки машин, как люди, рождались, развивались, забывались или увековечивались....

История автомобильного мира неразрывно связана с именами людей: конструкторов, испытателей, дизайнеров. Марки машин, как люди, рождались, развивались, забывались или увековечивались. Мы перелистаем страницы «автобиографии» известных брендов. Мало кто знает, что история рождения знаменитой отечественной марки «Москвич» уходит корнями в далекие 30-е гг. прошлого века. Все началось в преддверии берлинской олимпиады 1936 года, которой нацистская верхушка придавала очень большое значение. Это был уже не столько спорт, сколько политика. Пропагандистская машина была запущена на полные обороты – весь мир должен был наглядно увидеть достижения Тысячелетнего Рейха. Забегая вперед, скажем, что немецкие спортсмены в этом плане не подкачали, заняв по итогам олимпиады первое командное место и намного обогнав очень сильную команду США по количеству медалей – 89 (из них 33 золотые) у Германии против 56 (24 золотые) у американцев. Автопром, естественно, тоже не остался в стороне. Специально к олимпиаде фирмой Adam Opel AG была разработана новая модель массового легкового автомобиля. Впервые в Европе она имела безрамную конструкцию (несущий кузов). До этого кузов как таковой силовому расчету не подвергался вообще, поскольку все нагрузки воспринимались рамой. Бросались в глаза и фары, интегрированные в крылья – до сей поры они навешивались отдельно. Плюс независимая подвеска передних колес (тоже впервые в Европе) прогрессивного для того времени типа Dubonnet (Дюбонне) – лицензию на нее GM недавно купила у самого Дюбонне! Двигатель – 1,3-литровый, 24-сильный, отлично зарекомендовавший себя на прежней модели Opel 1,3L. Машина, естественно, получила имя Opel Olympia. На облицовке ее радиатора красовалось изображение знаменитой статуи Дискобол работы древнегреческого скульптора Мирона. В обиходе автомобиль имел только указанное выше название, никаких буквенно-цифровых обозначений типа OL36 или OLY36 не было, это выдумка (официальный индекс OL38 получила лишь модификация 1938 года). Заводской индекс модели – 13237 (первые две цифры означают литраж двигателя, остальные – внутризаводской номер). ---------------------------------------------- Интересно, что разработка Олимпии велась… в США. Дело в том, что в марте 1929 года известная американская компания General Motors приобрела 80% акций фирмы Adam Opel AG, а в 1931 году выкупила и остальные 20%, превратив ее в германский филиал GM. На разработку несущего кузова новой машины GM выделила 11 миллионов марок – небывалую по тем временам сумму. Ко всему прочему, предстояло смонтировать в Рюссельсхайме автоматическую сварочную линию кузовов – тоже американское новшество, доселе в Европе не встречавшееся (впервые была применена точечная сварка). При сборке автомобиля было введено еще одно принципиальное нововведение – кузов ставился сверху на ходовую часть с мотором. Сейчас-то это стало уже привычным, а тогда было в диковинку. Группу разработчиков в Штатах возглавил Герман Клингенхофер, немец по национальности. Он был одним из ведущих инженеров детройтской кузовной фирмы Fisher Body, тесно связанной с GM. Разработка несущего кузова оказалась весьма сложной задачей – он ведь должен воспринимать изгибающие моменты, сохраняя свою жесткость, т.е. геометрию дверных и оконных проемов. Но превращение кузова в самодостаточную сборочную единицу сразу снимало уйму вопросов. Внутри автомобиля становилось просторнее, существенно сокращалась масса, понижался центр тяжести. Отсюда и экономия топлива, и приемистость, и управляемость. Поскольку методик расчета несущих кузовов еще не существовало, кузов рассчитывали… как ферму моста. И почти угадали. Но все равно на первых прототипах двери сами собой распахивались, а лобовые и боковые стекла трескались и вываливались. Постепенно все трудности были преодолены. Правда, кузов поневоле получился двухдверным – освоить более сложную четырехдверную версию удалось только на модели 1938 года. Отметим, что американцы разрабатывали только конструкцию кузова. Его дизайн – детище опелевского шеф-дизайнера Вильгельма Майерхубера. ---------------------------------------------- В общем, машинка получилась что надо! На берлинском автосалоне в феврале 1935 года она произвела настоящий фурор! Для наглядности один из экспонатов имел наружные панели из плексигласа, чтобы зрители могли воочию увидеть силовой каркас кузова – зрелище для того времени невиданное. Чуть позже, в декабре 1936 года, появилась и бюджетная версия – Opel Kadett – практически с тем же самым кузовом, но с маломощным 1,1-литровым двигателем (от снятой с производства модели Opel P4) и упрощенной отделкой салона. Внешне они были очень похожими, различаясь разве что облицовкой радиатора и боковыми молдингами. Интересно, что бамперы на Олимпию ставились штатно, а на Кадет – за дополнительную плату. Доплачивать владельцам Кадета приходилось и за стеклоочиститель со стороны пассажира. В 1938 году был проведен рестайлинг обеих машин, который внешне свелся в основном к новой облицовке радиатора, хорошо знакомой нам по первому Москвичу. Да еще Олимпия получила новый аллигаторный капот (Кадет по-прежнему имел боковые створки). Работами по обновлению дизайна руководил в Рюссельсхайме выписанный из Америки Фрэнк Херши, ведущий дизайнер отделения Pontiac (по настоянию GM бывший шеф-дизайнер Opel Майерхубер был уволен). А вот внутри изменения были более существенными. Олимпия обрела новый 1,5-литровый 37-сильный ерхнеклапанный двигатель с алюминиевой головкой цилиндров и четырехступенчатую коробку передач. У Кадета все осталось как было, до самого снятия с производства в 1940 году он так и шел с двигателем 1,1 л – точно установленный факт (кстати, первый наш Москвич был оснащен абсолютно идентичной копией данного мотора!). 

 

Оставить комментарий