«Три кита» вождения автомобиля

Давно известно, что в дорожно-транспортные происшествия (ДТП) чаще попадают начинающие водители с небольшим стажем. Попробуем разобраться, как стаж и возраст...

Давно известно, что в дорожно-транспортные происшествия (ДТП) чаще попадают начинающие водители с небольшим стажем. Попробуем разобраться, как стаж и возраст водителей влияют на аварийность. По мере увеличения стажа вождения частота попадания в ДТП снижается, но у водителей со стажем 3 – 5 лет нередко количество аварий увеличивается. В дальнейшем с увеличением возраста и стажа водителей аварийность постепенно снижается. 

 

У новичка за рулем отсутствует одна из составляющих водительского мастерства – автоматизм в управлении автомобилем.

 

«На автомате»

Аварийность среди начинающих водителей обычно связывают с низким качеством обучения в автошколах и на курсах. Большая часть водителей получает достаточную подготовку, определенное программами количество часов практического вождения, честно и успешно сдают экзамены. И все же многие из них нередко на первых порах попадают в мелкие ДТП, происходящие по их собственной вине. Такие ДТП обычно вызываются невниманием к дорожной обстановке. Странно, казалось бы, начинающие водители стараются все делать правильно. Дело в том, что у новичка за рулем отсутствует одна из составляющих водительского мастерства – автоматизм в управлении автомобилем. Все свое внимание начинающий водитель отдает выполнению манипуляций органами управления. Внимательно наблюдать за окружающей обстановкой ему просто некогда. В работе водителя, как и в любой другой, автоматизм приходит со временем. Продолжительность этого времени зависит от психофизиологических показателей каждого конкретного человека. Рано или поздно любой водитель начинает понимать, что он управляет автомобилем автоматически, не раздумывая над каждым действием. Теперь у него появляется время и возможность следить за дорожной обстановкой. Но автоматизм управления автомобилем – не всегда благо. Практически в любой профессии – станочника, строителя, монтажника, сборщика – начинающий рабочий всегда может наблюдать, как работают его товарищи, перенимать их приемы работы. Сам он постоянно под наблюдением. Любая допущенная им ошибка в приемах работы будет тут же замечена и исправлена. Водитель за рулем автомобиля предоставлен самому себе. Нет рядом опытного товарища, бригадира или мастера, который мог бы подсказать, как правильно действовать. Нередко случается, что неправильно понятые или усвоенные приемы управления со временем переходят в разряд автоматически выполняемых. К типичным ошибкам водителей можно отнести неправильное положение рук на руле и руление с перехватом, торможение с выключенным сцеплением, раннее включение высших передач. В обычной езде все это не мешает, но при внезапном возникновении нештатной ситуации автоматическое выполнение таких приемов чаще всего превращает ситуацию из нештатной в аварийную. Выход простой – найдите литературу, посвященную мастерству вождения. Применяйте на практике приведенные там рекомендации. Может помочь опытный водитель из числа ваших знакомых. Поездите с ним несколько раз, внимательно наблюдая за его действиями. Не стесняйтесь просить совета и помощи!

 

Изучение приемов управления автомобилем в аварийной ситуации позволяет водителю научиться «чувствовать» автомобиль и понимать его предельные возможности.

 

Чувство автомобиля

Автоматизм в управлении автомобилем не только позволяет водителю больше внимания уделять дорожной обстановке. Появляется уверенность в себе, в своих возможностях. Вот тут и возникает новая опасность, подстерегающая водителей со стажем 3 – 5 лет, – переоценка себя. Как правило, у таких водителей еще отсутствует вторая составляющая водительского мастерства – умение «чувствовать» автомобиль и понимать его предельные возможности. Конечно, со временем это умение появится, но такой опыт может дорого обойтись. Ускорить процесс и сделать его безопасным позволят занятия на курсах контраварийной езды, которые сегодня действуют во многих городах. Как следует из названия, на курсах изучаются приемы, позволяющие выйти из аварийной ситуации. Умение полезное, но, на мой взгляд, еще полезнее другая сторона. Изучение приемов управления автомобилем в аварийной ситуации позволяет водителю научиться «чувствовать» автомобиль и понимать его предельные возможности. Мне пришлось познакомиться с работой таких курсов, организованных для водителей гаража ЦК. Оказалось, что у всех, кто проходил обучение, скорость движения заметно возросла. Зато частота попадания в ДТП уменьшилась почти на 30%. Как мы уже говорили, с ростом стажа и возраста водителей аварийность постепенно снижается. Немалую роль играет возраст. Со временем любой человек начинает более здраво оценивать свое поведение, в том числе и на дороге.

 

Умение прогнозировать дорожную обстановку и предугадывать поведение других участников дорожного движения имеет важное значение.

 

Предвидение

Еще более важное значение имеет умение прогнозировать дорожную обстановку и предугадывать поведение других участников дорожного движения. Начинающим водителям такое умение кажется фантастикой, порой воспринимается как бахвальство. В свое время и я не был исключением. Однажды мне на глаза в одном из журналов попался очерк о работе водителейиспытателей Горьковского автозавода. Герой очерка, опытный водительиспытатель Манучер Сергеевич Иноземцев, выезжает с журналистом в испытательный пробег. Журналист с восторгом описывает, как Манучер Сергеевич комментирует действия окружающих водителей, предсказывая, кто сейчас будет тормозить, кто будет поворачивать, а кто может создать аварийную ситуацию. Я к тому времени считал себя опытным водителем. Водительский стаж перевалил за пять лет, за плечами не одна сотня тысяч километров, пробеги по горным дорогам Кавказа, пустыням Средней Азии, высокогорному Памирскому тракту. И к восторгам журналиста я отнесся весьма скептически: «запудрил ему мозги» опытный испытатель! Но содержание очерка запало в голову, и я постепенно начал более внимательно наблюдать за поведением водителей на дороге. Нередко приходилось выезжать на испытания двумя автомобилями, а то и колонной из трех – четырех автомобилей. И вскоре я заметил, что уверенно могу предсказывать действия своих товарищей испытателей в различных ситуациях. Дальше – больше. Примерно через год я обнаружил, что могу уверенно спрогнозировать действия идущих впереди и даже встречных автомобилей. Механизм этого предвидения мне самому до сих пор не ясен. Единственное, что могу посоветовать, – внимательно наблюдайте за теми участниками движения, которые находятся на дороге рядом с вами, анализируйте их поведение. И через некоторое время вы тоже сможете предсказывать развитие ситуации. А тот, кто способен предвидеть развитие ситуации, всегда остается в выигрыше – он просто не попадает в аварийную ситуацию. Счастливого вам пути и быстрого постижения водительского мастерства!

 

Оставить комментарий