Сколько лет, сколько ЗИМ…

Появлению автомобиля ЗИМ мы обязаны… недовольству партгосноменклатуры. Чиновники, которые ранее разъезжали на автомобилях ЗИС -101, после войны оказались без транспорта...

Появлению автомобиля ЗИМ мы обязаны… недовольству партгосноменклатуры. Чиновники, которые ранее разъезжали на автомобилях ЗИС -101, после войны оказались без транспорта – их лимузины, мобилизованные с началом военных действий, обратно так и не вернулись. А импозантных ЗИС -110 выпускалось мало, да и статус у них был повыше. 1946 году на ГАЗе начался выпуск автомобилей Победа, на которые и попытались было посадить номенклатуру. Но она эти машины не приняла по множеству причин (подробнее об этом – в выпуске, посвященном Победе). И в мае 1948 года главный конструктор ГАЗа А. Липгарт получил указание: за 2 года и 5 месяцев разработать и начать производство (!) нового 6-местного представительского автомобиля для управленцев среднего звена. Срок был не только жестким, но и практически нереальным, аналогов в мировой практике еще не было. Но приказы вождя обсуждению не подлежали, надо было или выполнить предначертанное свыше, или расстаться с должностью (а то и с головой, такие уж были времена). Замминистра В. Гарбузов предложил Липгарту выход: скопировать одну из американских моделей этого класса, а именно – Buick Super 1947 года. Внешне эта машина, разработанная еще до войны, выглядела не очень современно. Однако просторный кузов и мощный двигатель с автоматической коробкой передач делали Бьюик удобным, скоростным и весьма привлекательным в качестве персонального служебного автомобиля. Но это были рамные машины, а раму такого типоразмера ГАЗу в короткие сроки было просто не осилить. К этому времени по несущему кузову Победы уже был накоплен изрядный опыт, поэтому решили и новую машину делать в таком же ключе. Да и массу автомобиля надо было снижать, поскольку для данной задачи у ГАЗа имелась лишь рядная шестерка ГАЗ-11 (копия мотора Dodge D5), возможности форсировки которой были весьма ограниченными – больше 90 сил из нее не выжать. Значит, оставался только несущий кузов (рамные конструкции всегда тяжелее). Правда, на большом автомобиле с колесной базой 3200 мм такого не делал еще никто в мире, но это решение экономило более 200 кг веса, и Липгарт на него пошел. Для ускорения процесса в качестве носителя была изготовлена удлиненная Победа (с полуметровой вставкой по центру и 6-цилиндровым двигателем). Перед сборкой ходового образца даже успели провести предварительные стендовые испытания кузова со вставкой, которые дали обнадеживающие результаты. Образец был немедленно запущен на дорожные испытания. Они показали, что путь выбран верный и надо работу продолжать именно в этом направлении. А тем временем дизайнер (по-тогдашнему – скульптор) Л. Еремеев, будущий автор экстерьера Волги и Чайки, уже вовсю работал над обликом первого горьковского лимузина. У него, как и у Липгарта, тоже было два пути – либо скопировать один из американских прототипов, либо, опираясь на образцы заокеанского стиля, попытаться создать что-то свое. Он безошибочно выбрал второе. В 1949 году на испытания вышли первые ходовые прототипы ЗИМа с разработанным Еремеевым кузовом. По дизайну первые из них заметно отличались от будущих серийных автомобилей: боковины кузова были гладкими, как на Победе. Решетка радиатора тоже была оригинальной, близкой по форме к Кадиллаку 1946 года. Однако на столь длинном (5,5 м) кузове плоская боковина смотрелась слишком монотонно, автомобиль значительно терял в динамизме и элегантности формы. И Еремеев нашел блестящий выход: сохраняя в целом идею понтона, он ввел в зоне заднего крыла фигурную подштамповку, резко изменившую стилистику автомобиля в лучшую сторону – в облике появилась необходимая силуэту стремительность. К тому же продольным молдингом он разделил большую и скучную поверхность боковины на две части. Одновременно была доработана облицовка радиатора, теперь уже в стиле новейших моделей Cadillac 1948 года. Получилось просто, элегантно и даже более гармонично, чем у заокеанских моделей. Именно в таком виде ЗИМ и был продемонстрирован вождю в Кремле 15 февраля 1950 года. Машина ему так понравилась, что он тут же дал добро на ее производство (название ЗИМ она получила по аналогии с ЗИС). 

 

Оставить комментарий