Футурологи на колесах

Фото allcarz.ru. На фото Lexus RC300h Токийский автомобильный салон 2013 года сформулировал...

Фото allcarz.ru. На фото Lexus RC300h

Токийский автомобильный салон 2013 года сформулировал «правило двух нулей» для транспорта будущего: ноль вредных выбросов и ноль происшествий за счет внедрения автономных систем управления.

Скоростные поезда-«пули» Shinkansen, «умная» бытовая техника, андроиды, похожие на людей, забавные неко-ушки и неко-хвосты, реагирующие на импульсы мозга, многоярусные автоматические парковки... Сложно поверить, что еще в середине XX века Страна восходящего солнца была индустриально отсталой державой. Отказ от изоляционизма, грамотная налоговая система и кэйрэцу, крупные объединения производителей, поставщиков, логистических структур и банков, – основные факторы экономического чуда. Благодаря ему японцам за 15 лет удалось проделать путь, на который у европейцев и американцев ушли десятилетия. Не стал исключением и автопром: если в 1954 году посетители первой профильной выставки в Токио могли любоваться только копиями американских машин, то теперь форум считается самым технологичным в мире.

СТАЛЬНАЯ СОСНА НАДЕЖДЫ

Огни Гиндзы гаснут после 10 часов вечера – торговому и культурному центру Токио сегодня не до развлечения многочисленных туристов и зевак, не до конкуренции с Пятой авеню в Нью-Йорке и Елисейскими полями в Париже. Полупустынная темная улица, подсвеченная лишь фарами снующих туда-сюда такси, лучше любых слов говорит о том, каково пришлось японцам после разрушительного землетрясения и цунами в марте 2011-го. «С момента банкротства банка Lehman Brothers, послужившего началом мирового финансового кризиса 2008 года, японская автомобильная промышленность переживала непростые времена. А удар стихии и вовсе стал катастрофой», – вспоминает президент Toyota Motor Corp. Акио Тойода.

Все заводы были остановлены, на возобновление производства в полном объеме ушло порядка трех месяцев. «Основная причина простоя заключалась в поставщиках: в зону стихийного бедствия попали почти 500 компаний, многие из них серьезно пострадали. Ассоциации японских автопроизводителей (JAMA) пришлось направить около 7 тыс. человек для оказания помощи. Их самоотверженный труд, а также monozukuri (в приблизительном переводе на русский – «искусство создавать качественные вещи») помогли преодолеть трудности», – рассказал вице-председатель совета директоров Nissan Motor Co. Тошиюки Шига.

В этой трагедии нашлось место маленькому чуду. В прибрежной зоне возле городка Рикудзентаката в префектуре Ивате, стертого цунами с лица земли, росло примерно 70 тыс. сосен. Удар большой воды пережило лишь одно дерево, которое японцы прозвали Сосной надежды. В преддверии открытия 43-го Токийского автосалона 14 компаний – членов JAMA объединили усилия лучших мастеров по обработке металла и изготовили копию Сосны надежды из стали – символ возрождения отрасли. «Хотя локальные производители в большинстве своем отказываются от традиционных ремесел, таких как деревообработка или текстиль, принцип monozukuri все равно сохраняется и передается из поколения в поколение. Мастерство – основа основ, ДНК автопрома, в сочетании с технологиями оно помогает создавать инновационные продукты, прокладывающие путь в будущее», – отмечает Акио Тойода.

ДАВАЙТЕ ПРЕДСТАВИМ…

Будущее мирового автопрома по-японски во всей красе проявилось на стендах Токийского салона. Двумя главными идеями стали чрезвычайно модные в последнее время «зеленые» технологии, помогающие сократить количество вредных выбросов в атмосферу, и вопросы безопасности (что неудивительно в контексте трагедии на «Фукусиме»). Человеческая жизнь хрупка и беззащитна перед природными аномалиями, не стоит наносить ей вред по собственной глупости или невнимательности на дороге. «Давайте представим робота, который может выполнять задачи в местах, недоступных для людей. Или автомобиль на возобновляемых источниках энергии, выбрасывающий вместо отработанных газов простую воду. Или автомобиль, который никогда не попадет в дорожно-ранспортное происшествие, даже если что-то случится с водителем», – предлагает председатель совета директоров Honda Motor Co. Фумихико Ике.

Электромобилями и гибридами разных мастей общественность уже не удивишь: в условиях ужесточения экологических нормативов даже консервативные обитатели сегмента люкс решились на внедрение подобных технологий. За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить дебютировавшие на осеннем смотре во Франкфурте гибридные Range Rover и Range Rover Sport. А вот машина, работающая на водороде, – это, спору нет, диковинка! И где еще ей появиться, как не на самом технологичном шоу автомобильной индустрии. Руководители Toyota Motor Corp. без колебаний придержали «живой» концепт FCV для домашнего салона, поскольку на выставке в Германии он вполне мог затеряться в бесконечных павильонах, а в Токио моментально стал главной звездой.

Размышления о безопасности, в свою очередь, воплотились в разнообразные системы автоматического управления на базе существующих технологий. В частности, автомобили научились самостоятельно реагировать на выскочивших на дорогу пешеходов, закладывать крутые виражи в рамках выбранной полосы без участия водителя и двигаться по автобанам на автопилоте, обмениваясь данными с другими участниками движения. Toyota, Mazda, Subaru и Honda активно обсуждают единые стандарты для необходимого оборудования, но готовые концепты уже вовсю колесят по дорогам. «Технологии призваны служить людям, они не должны приносить вред. Подобные системы могут стать дополнением к органам чувств человека и помогут избежать рискованных ситуаций. Автомобили, мотоциклы, пешеходы – все будут объединены в сеть благодаря средствам связи, – говорит Фумихико Ике. – Что касается совместной работы, то сотрудничество и конкуренция внутри отрасли помогают нам двигаться вперед и создавать технологии, определяющие свое время». Быть во всеоружии японцы рассчитывают к 2020 году, когда Токио станет столицей летней Олимпиады.

LEXUS RC300H: НА ДЕСЕРТ

Купе RC от Lexus ставит эффектную точку в обновлении модельного ряда. «Купе всегда привлекали внимание, поскольку они выглядят круто, можно даже сказать, сексуально. При разработке RC мы стремились вызвать у потенциального клиента немного другие эмоции: не столько ошеломить, сколько воодушевить», – говорит главный инженер проекта Юничи Фуруяма. Новинка получилась на 30 мм шире и на 35 мм ниже, чем седан IS, а колесная база – на 70 мм короче. Фирменная веретенообразная решетка радиатора занижена и растянута вширь, в остальном дизайн выполнен в стилистике последних моделей марки. По «мускулам» RC уступает только суперкару LFA. Наиболее мощная версия оснащена 3,5-литровым бензиновым V6 (318 л. с.) в сочетании с 8-ступенчатой АКПП. Есть и гибридный вариант: 2,5-литровая «четверка» и электромотор мощностью 105 кВт (143 л. с.), дополненные бесступенчатой трансмиссией с электронным управлением.  

      SUBARU LEVORG: ОГОНЬКУ НЕ НАЙДЕТСЯ? Универсал тоже может быть спортивным, убеждены в Subaru! Поклонники марки дождались практически готовой версии спортивного «вагона» Levorg: одноименный концепт, представленный в Токио, по большому счету на 99% является серийным автомобилем. На данный момент известно, что базовая версия обзаведется новым оппозитным турбированным двигателем объемом 1,6 л (170 л. с.), для тех, кто любит погорячее, есть аналогичный 2-литровый агрегат, выдающий аж 300 л. с. Обе версии включают вариаторы Lineartronic и фирменную систему симметричного полного привода.       PORSCHE MACAN: ТИГРИНАЯ ПОСТУПЬ Компактный кроссовер Macan, то есть «тигр» в переводе с индонезийского, – дальний родственник Audi Q5. Дальний по той причине, что для наследников фердинанда Порше было бы довольно странно просто взять и перелицевать существующую удачную модель. Но платформа, естественно, имеет общие корни. Под капотом – три варианта двигателей: два бензиновых битурбированных агрегата (3 л и 340 л. с.; 3,6 л и 400 л. с.), а также 3-литровый турбодизель (258 л. с.). Все три версии оснащаются 7-ступенчатым роботом PDK с двумя сцеплениями и системой полного привода Active All-Wheel Drive. Остальное, как говорится, по желанию владельцев. NISSAN IDX FREEFLOW: КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ Nissan умеет заигрывать не только с мэрами крупных городов, которых убеждает заключить контракт на поставку такси, но и с прогрессивной молодежью. Именно из такого «сора» выросли два любопытных концепт-кара – IDx Freeflow и его агрессивная версия от ателье Nismo: оба авто отражают взгляды и чаяния поколения 1990-х, которое скоро будет определять вкусы покупателей. За точку отсчета приняли легендарные модели Nissan Skyline семейств C10 и C110, что отразилось на дизайне. Острые грани и углы в сочетании с плавными линиями, короткие свесы, причудливая оптика, окраска кузова – ретро из 1970-х, джинсовый салон… Эх, были времена! Или будут?   HONDA VEZEL: В ТРЕНДЕ  В 2013 году в Honda не сидели сложа руки и выкатили на обозрение токийской публики концепт Vezel. На поверку он оказался практически серийным вариантом новой модели в классе компактных кроссоверов, которая, судя по всему, должна стать заменой HR-V. Пока о машине известно немного: на внутреннем рынке базовую версию оснастят мотором объемом 1,5 л с непосредственным впрыском, также будет доступна гибридная версия со спортивной трансмиссией с двойным сцеплением. Собственно, это все, для европейского рынка еще даже название не определено. Но желание быть в тренде есть.  BMW 4 SERIES CABRIOLET: КРЫШУ ДОЛОЙ!  С появлением купе-кабриолета 4-й серии баварцы, по сути, завершили процесс выделения «четверки» в отдельную линейку. Трехсекционная   жесткая крыша автоматически складывается за 20 секунд на скорости до 18 км/ч, при этом объем полезного места в багажном отделении уменьшается с 370 до 220 л. Впрочем, когорта кабриолетов никогда и не претендовала на то, чтобы перевозить мешки с картошкой. А для картонки и собачонки подойдут задние сиденья. Все остальные баварские удовольствия, разумеется, в комплекте. TOYOTA FV2: ЯПОНСКИЙ СКАКУН Одноместный концепт-кар Toyota FV2, с виду чем-то напоминающий гидроцикл, выводит физическую и эмоциональную связь человека и машины на новый уровень. Привычное рулевое колесо здесь отсутствует, управление осуществляется смещением тела водителя вперед, назад, влево или вправо. Кроме того, электроника анализирует всю дорожную информацию, запоминает и впоследствии подсказывает маршруты движения, предупреждает об автомобилях в слепых зонах и сложных развязках и даже изучает настроение и водительские навыки владельца, чтобы в случае чего оперативно вмешаться… А если японцы обучат своего электронного скакуна самостоятельно объясняться с инспекторами ГИБДД, цены новичку не будет! MITSUBISHI GC -PHEV : РОЗЕТКА ДЛЯ БЕЗДОРОЖЬЯ В Mitsubishi Motors, похоже, окончательно сделали ставку на электрификацию в сочетании с высокой проходимостью. Одна из главных новинок – концепт гибридного полноприводного внедорожника GC-HEV, в котором без труда угадывается предвестник будущего поколения Pajero. Он на 30 мм длиннее, на 95 мм шире и на 80 мм выше модели нынешнего поколения, в его основе – 3-литровая бензиновая «турбо-шестерка» мощностью 335 л. с., 94-сильный электромотор и блок батарей с возможностью подзарядки от розетки. Концепт укомплектован 8-ступенчатой АКПП и фирменной системой полного привода S-AWC. Расход топлива в смешанном цикле – всего 6,6 л на 100 км, на электротяге GC-PHEV может проехать до 40 км. По материалам RBCDAILY.RU  
Оставить комментарий