Российские автопроизводители рассчитывают на экспорт

В условиях падающего спроса в легковом сегменте продаж российские автопроизводители пытаются снизить негативный эффект за счет наращивания экспорта...

В условиях падающего спроса в легковом сегменте продаж российские автопроизводители пытаются снизить негативный эффект за счет наращивания экспорта в СНГ и развивающиеся страны дальнего зарубежья, однако внешние рынки лишь частично смогут компенсировать потерю доли и падение реализации в основном внутреннем сегменте.

Одной из основных марок, которую экспортирует Группа СОЛЛЕРС, являются автомобили УАЗ. Снижение их продаж на внутреннем рынке, которое составило 15% г/г (51624 автомобилей) в 2013 году, стало стимулом для роста экспорта в страны СНГ и дальнего зарубежья, которые в отличие от России обладают меньшей насыщенностью низко- и средеценового сегментов. Объем продаж УАЗа в странах СНГ составил около 60% от всего экспорта, при этом рост реализации в этих странах достиг около 15% г/г за счет повышения импортных пошлин для стран, которые вошли в ТС, а также отсутствия конкуренции со стороны местных сборочных производств.

Увеличение реализации в странах дальнего зарубежья составило 25% г/г, что связано с растущими продажами внедорожников УАЗ стоимостью $16-17 тыс., которые пользуются спросом со стороны граждан с низкими доходами таких государств как Египет и Монголия и могут конкурировать с подержанными иномарками данного класса. В планах компании увеличивать экспорт в страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Модели SsangYong не экспортируются на основной казахстанский рынок из-за того, что в этой стране данная марка уже собирается. В целом рост экспорта УАЗа на 37% г/г в 2013 году отчасти компенсирует снижение продаж на внутреннем рынке, за счет чего Группа сможет улучшить свои финансовые результаты. Однако рост экспорта УАЗа не отразится на акциях Группы СОЛЛЕРС в связи с их низкой ликвидностью.  

Экспорт АВТОВАЗа в 2013 году увеличился на 11,4% и достиг 78 602 автомобилей. При этом основным направлением экспорта для компании остается рынок СНГ. На рынок Казахстана пришлось 72% или 57 037 автомобилей от всех продаж на внешнем рынке в 2013 году, увеличение продаж составило 66% г/г. Объем продаж на втором по значимости рынке Украины за 2013 год снизился на 52% г/г, до 8 305 штук. В 2014 году АВТОВАЗу не удастся наращивать объемы экспорта в страны СНГ такими же темпами, что будет связано с планируемым увеличением поставок сборочных производств, расположенных в России.

Дальнейшее сокращение продаж на Украине приведет к перенаправлению части экспорта АВТОВАЗа на рынки Казахстана и других стран СНГ. Кроме того, стоит ожидать сокращения поставок на рынок Украины, что снизит общий рост экспорта АВТОВАЗа в 2014 году. Эти факторы в совокупности с падением реализации на внутреннем рынке умеренно негативным образом отразятся на объеме продаж крупнейшего российского автопроизводителя, а также на котировках его ценных бумаг.

За счет экспортной составляющей российские автопроизводители попытались улучшить негативную динамику своих продаж. Однако в 2014 году данный сегмент уже не будет расти такими же темпами, что в первую очередь будет связано с растущим экспортом иностранных сборочных производств из РФ. В частности, основными внешними рынками для Hyundai и Toyota уже в прошлом году стали Казахстан и Украина. Российские автопроизводители обладают ограниченными возможностями для роста экспорта в связи с низкой конкурентоспособностью большинства марок автомобилей, поэтому обновление модельного ряда улучшит продажи, в том числе и на внутреннем рынке, однако это произойдет не раньше 2015-2016 годов. В целом стоит отметить, что за счет экспорта российский автопром не сможет компенсировать существенный спад продаж на внутреннем рынке.

Оставить комментарий