Автомобиль как средство сбережения

В I квартале продажи автомобилей в России сократились меньше, чем ждали производители, – всего на 2%. Правительство ждало этих данных,...

В I квартале продажи автомобилей в России сократились меньше, чем ждали производители, – всего на 2%. Правительство ждало этих данных, чтобы определиться, нужна ли отрасли господдержка.

В марте 2014 г. российские продажи новых автомоб илей остались на уровне годичной давности – 243 335 машин, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По данным «Ведомостей», в целом за I квартал рынок сократился на 2% – до 602 523 авто.

Еще год назад российский автомобильный рынок начал сжиматься, с тех пор месяц за месяцем продажи в годовом исчислении уменьшались, приводит АЕБ слова председателя комитета автопроизводителей Йорга Шрайбера. В марте ситуация как будто бы стабилизировалась, но вопрос – надолго ли, рассуждает Шрайбер: подавляющее большинство автопроизводителей считают, что мартовский всплеск спроса вызван краткосрочными факторами, а во II квартале активность покупателей снизится. Правда, портфель заказов на новые автомобили, сформированный во время этого плеска, вытянет статистику продаж в ближайшие месяц-два, уверен он.

Представители дилеров и автопроизводителей единодушны: люди стали активнее покупать автомобили в связи с ослаблением рубля, которое вынуждает большинство производителей поднимать цены.

Российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей начал падать ровно год назад, отсюда и замедление падения в марте этого года, считает гендиректор сети автосалонов «Рольф» Татьяна Луковецкая. В I квартале 2014 г. на поведение покупателей влияли также большие скидки и маркетинговые предложения, а также опасение, что скоро автомобили подорожают, добавляет она. На настроения покупателей повлияло изменение курса рубля, согласен директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover компании «Авилон автомобильная группа» Андрей Горшков: многие пришли в автосалоны, опасаясь роста цен. Опасения не беспочвенные – многие автопроизводители уже повысили розничные цены на 1,5-8%, передал «Ведомостям» президент Volvo Car Russia Джон Стек. GM Group, например, уже в феврале подняла цены на Opel и Chevrolet на 5% и еще раз – в апреле, рассказывает представитель компании Сергей Лепнухов. Но концерн предупреждал о подорожании за неделю, и все, кто хотел, могли приобрести автомобиль по старой цене – это в какой-то степени сыграло на увеличение спроса, говорит он.

У этой истории есть и оборотная сторона: хорошие продажи в марте-апреле «отъели» часть отложенного спроса, так что в мае-июне стоит ждать падения, предупреждает топ-менеджер одного из крупных автодилерских холдингов.

Квартальной статистики АЕБ предлагал дождаться вицепремьер Аркадий Дворкович, чтобы решить, возобновлять ли программу льготного автокредитования (действовала с июля по декабрь 2013 г.). В 2013 г. Рынок упал на 5,5%, но если бы не госпрограмма, падение было бы более масштабным, говорил Шрайбер. Государство компенсировало покупателям часть процентной ставки по кредитам, взятым на покупку автомобилей стоимостью до 750 000 руб., объем обязательств бюджета составил 8,6 млрд руб. Благодаря этому автодилеры продали 276 640 автомобилей (80% – выпущенные в России).

В конце марта автопроизводители просили Минпромторг о возобновлении программы, но министр Денис Мантуров отказался, объяснив: в этом году стимулировать нужно продажи коммерческого транспорта. С просьбой возобновить программу, причем с повышением верхней ценовой планки до 1 млн руб., обращалась в Минпромторг и ассоциация «Российские автомобильные дилеры» – и тоже безуспешно: в бюджете нет на это денег, говорил «Ведомостям» замминистра Алексей Рахманов. В конце марта Мантуров обсуждал с топ-менеджерами автомобильных компаний и другие меры поддержки отрасли. Представитель Volkswagen просил о смягчении условий соглашений по промсборке, а некоторые его коллеги предлагали возобновить программу утилизации автохлама, которая позволяла взамен на сданный старый автомобиль получить скидку в 50 000 руб. при покупке новой машины, произведенной в России. Ни одна из этих идей поддержки у Мантурова не нашла. Позиция Минпромторга ясна, говорит сотрудник одного из автопроизводителей, поэтому очередной поход в министерство его компания не планирует.

           

Оставить комментарий