Эволюция сознания

28 августа на Московском международном автосалоне АВТОВАЗ представил концепт нового автомобиля для чемпионата мира WTCC на базе модели...

28 августа на Московском международном автосалоне АВТОВАЗ представил концепт нового автомобиля для чемпионата мира WTCC на базе модели LADA Vesta. Обкатав столь удачную в свое время схему со спортивной Грантой, которая сначала засветилась на российских гоночных трассах в рамках одноименного Кубка и лишь затем начала производиться серийно на вазовском конвейере, российский автоконцерн, похоже, вновь решил использовать «формулу успеха». Только масштабы здесь другие – трассы уже не российские, а международные, и вместо монокубка – престижная мировая серия WTCC, что и понятно. Ведь если Гранта изначально производилась в основном для внутреннего рынка и стран СНГ, то у модели LADA Vesta – задача иная. И даже не задача, а миссия – вернуть бренд LADA на рынки Европы.

 

Именно Vesta будет олицетворять новое лицо АВТОВАЗа и именно с ней связаны надежды российского производителя по наращиванию экспорта в дальнее зарубежье. Поэтому запуск Vesta WTCC в сезоне чемпионата 2015 года в преддверии старта серийного производства Vesta, намеченного на сентябрь следующего года, выглядит более чем логичным и грамотным ходом.

Granta WTCC и Granta Sport: первые уроки маркетинга

Раскрутка серийного продукта на рынке посредством WTCC – не новое явление для LADA, просто продукт был «нишевый», а рынок – российский. В 2013 году одновременно со стартом сезона Мирового чемпионата было запущено мелкосерийное производство дорожных версий Granta Sport. Гоночная Гранта отправилась в турне по двенадцати странам мира, а дорожные Гранты начали продаваться в специализированных дилерских центрах LADA Sport. И пусть дорожная версия предназначалась для России (хотя интерес к ней есть, и немалый, в зарубежных странах), тот факт, что Гранта ехала в ТОП-10 Чемпионата мира по автогонкам, конечно же, сыграл свою роль. Стагнация на российском авторынке никак не коснулась компании LADA Sport – уже продано свыше 1500 автомобилей Granta Sport, а недавно стартовали продажи и спортивной версии новой LADA Kalina.

Вообще, создание новой для российского автопроизводителя ниши – серийное производство дорожных версий спортивных автомобилей, можно назвать главным успехом проекта WTCC. Ведь раньше «заряженные» машины можно было найти у мастеров гаражного тюнинга, а уж о заводской гарантии на такие автомобили можно было только мечтать. Отдельное производство спортивных «Лад» под «крылом» завода и с официальной гарантией, продажи через официальную дилерскую сеть – все это элементы новой культуры, которая стала возможной во многом благодаря участию АВТОВАЗа в WTCC. Конечно, попытки дать отличный от серийного продукт поклонникам скорости были и раньше – в опытно-промышленном производстве АВТОВАЗа несколько лет производилась LADA Kalina Sport. Но постепенно пришло понимание, что столь специфичный продукт, как дорожная версия спортивного автомобиля, не должен растворяться в недрах огромного заводского производства – он требует отдельной площадки, отдельного брендинга, отдельной философии и системы продаж и, в принципе, иного подхода к организации производства.

Созданное в 2013 году как отдельный бренд производство LADA Sport формирует у потребителей новое прочтение марки LADA и продукции АВТОВАЗа. Ведь LADA в принципе никогда не ассоциировалась с высокими скоростями и драйвом на дорогах. Да, автоспортивная вазовская история помнит о победах, в том числе и международных, на автомобилях ВАЗ-2101, «восьмерках», дакаровских «Нивах» … Но это всегда был спорт ради спорта, соревнования в чистом виде. С серийным производством они никогда не были связаны. Хотя связать победы на гоночных трассах и серийный продукт, который бы воплощал философию этих побед, долгие годы и вполне успешно пыталась компания «Торгмаш», которая была чуть ли не единственным на всю Россию высокопрофессиональным тюнинговым ателье, превращавшим серийные «Лады» в «горячие» авто. Производя для автоспортивных команд гоночные автомобили, «торгмашевцы» формировали спрос и на свои фирменные гражданские LADA TMS, за которыми в Тольятти приезжали из самых разных российских регионов. Совместная команда «МСП-Торгмаш» гремела своими победами на всю страну, и поток клиентов к тольяттинским умельцам не иссякал.

Но все-таки стороннее тюнингателье и фирменное вазовское подразделение – вещи разные, и идея вывести бренд LADA Sport на новый уровень, сделав массовое производство спортивных машин для обычных автолюбителей уникальным для российского автопрома явлением, наконец-то обрела форму и содержание.

– Важным моментом в проекте WTCC была именно связь с серийным производством, и то, что мы запустили завод по выпуску гражданских версий спортивных автомобилей LADA – это очень важный шаг, – говорит руководитель команды LADA Sport LUKOIL Виктор Шаповалов. – Фактически мы провели параллель между брендом LADA и автомобильным спортом, показали, что LADA в принципе может быть спортивным автомобилем. И, это, пожалуй, самый значимый на сегодня итог глобального проекта LADA в WTCC начиная с 2008 года.

Vesta WTCC: квинтэссенция опыта

Понятно, что для наиболее эффективного использования чемпионата мира в качестве инструмента рекламы, маркетинга и продвижения серийных моделей нужны топ-позиции. Ситроен, лихо ворвавшийся в чемпионат WTCC в начале этого года, выиграв первый этап в Марокко, сразу же запустил ТВ-ролик с использованием гоночной модели и своей «звезды» Себастьена Леба для широкомасштабной рекламы модели Citroen C-Elysee, которая, собственно, и была базой для автомобиля, участвовавшего в гонках. Конечно, Citroen – это особый случай, ведь машину французы создали задолго до своего старта в чемпионате, в их распоряжении многомиллионный бюджет и возможность постоянных тестов на всех трассах мира. Но пример с их рекламой демонстрирует грамотность подхода и воплощенный на практике хорошо известный в автоспортивном маркетинге принцип: «В воскресенье побеждай, в понедельник продавай!».

Однако здесь также важно понимать, что топ-позиций не бывает без огромной предварительной работы. Если посмотреть на эволюцию автомобилей LADA, участвующих в WTCC с 2008 года, и самой команды LADA Sport, то прогресс не просто очевиден – фактически это «небо и земля». Путь от «десятки» в частной «конюшне» до «Гранты» в заводской команде, которая финиширует на подиуме Мирового чемпионата, дорогого стоит, особенно для российского бренда, который половину своей истории провел за «железным занавесом», а потом еще с десяток лет практически выживал в новых условиях рыночной экономики. Не «благодаря», а «вопреки» – именно такой сложный путь эволюции у команды LADA Sport в Мировом туринге. И Vesta WTCC приходит не рано и не поздно, а именно вовремя – когда и команда уже закалена в чемпионате, когда сформирован костяк профессиональных инженеров и механиков, когда за рулем – сильнейшие пилоты, и что, пожалуй, самое главное, – когда сам АВТОВАЗ готов завоевывать новые рынки экспорта с новыми конкурентоспособными моделями. Так что простая истина «всему свое время» в этом случае оправдала себя на сто процентов.

Теперь задача номер один – сделать на базе Весты конкурентоспособный автомобиль. Все предпосылки к этому есть, и главная из них – сама базовая модель, которая по своим габаритам идеально подходит для чемпионата с его новым техрегламентом. Ведь основная проблема, с которой столкнулась команда в этом году – то, что Гранта, так удачно вписавшаяся в требования 2013 года, со сменой техтребований в сезоне-2014 испытывает трудности в плане аэродинамики и соответственно максимальной скорости. И все это по причине небольших размеров. Под новый техрегламент просто нужен другой автомобиль – больше, шире, с более широкой колесной базой и другими пропорциями.

– Гранта, по сравнению с другими машинами пелотона WTCC, – очень маленькая, нам трудно разместить все необходимые компоненты, – объясняет Виктор Шаповалов. – Машина с короткой колесной базой недостаточно быстра, ну разве что только речь не идет о каких-то отдельных треках. К тому же новые правила не дают на самом деле как-то кардинально изменить аэродинамику. Веста – это уже новый уровень, она гораздо длиннее и шире, по размерам сопоставима с Ситроеном и Шевроле, у нее лучше и аэродинамика, и пропорции. Кроме того, мы меняем сам подход к конструированию гоночного автомобиля. Мы планируем задействовать в проекте профессионалов, имеющих большой опыт в гонках мирового туринга, определенные операции будут отданы на аутосорсинг, но, естественно, мы будем контролировать процесс. Вполне возможно, что будет расширено сотрудничество с нашим партнером и поставщиком двигателей Oreca, мы рассчитываем на их содействие в создании аэродинамического комплекта.

Сегодня работа по подготовке автомобиля LADA Vesta WTCC уже началась, и в этом автомобиле будет реализован весь накопленный опыт работы команды в проекте. Несомненно, мотивации добавляет и первый подиум, который английский пилот LADA Sport LUKOIL Роб Хафф завоевал на прошедшем в начале августа этапе WTCC в Аргентине. Второе место стало доказательством того, что команда движется в правильном направлении. Многие, кто не верил в успех проекта пять лет назад, сегодня признают, что «миссия выполнима» – Лада может побеждать в мировом автоспорте. Просто потому, что когда амбиции, талант и целеустремленность сходятся в одной точке, успех гарантирован.

Оставить комментарий