Машины времени: Краткая история мирового концептуального дизайна легковых автомобилей

Начало ХХI века демонстрирует расцвет экспериментального дизайна мировому сообществу. Экспериментальный дизайн становится именно той силой, для которой и был...

Начало ХХI века демонстрирует расцвет экспериментального дизайна мировому сообществу. Экспериментальный дизайн становится именно той силой, для которой и был предназначен с самого своего рождения: ускорение развития методом внедрения новизны, визуальной части автомобиля – дизайн-формы.

Подавляющее большинство автомобильных фирмпроизводителей уже не могут создать новый серийный легковой автомобиль без предварительной обкатки (опробирования) той или иной концепции формы в материале, частично или полностью, на концептуальной модели. Для примера можно взять 2001 год.

В этом году в мировой автомобильной индустрии было построено и экспонировано более 40 концепт-каров. Как отмечают исследователи, их можно условно разделить по дизайн-форме на две части: у первой преобладают те, у которых форма достаточно явно следует за конструкцией, технологией и функцией, а у другой – преобладает художественно-образное начало (эмоции).

Для примера по первой группе выбраны модели: Renault Talisman, Nissan mm, Oldsmobile 04, Subaru HM-01 и некоторые другие. Ко второй группе можно отнести модели: Renault Talisman, 2001, Ford Forty Nine, Mitsubishi Space Liner, Chrysler Crossfire, Saab 9X и некоторые другие.

Но есть и такие модели концепт-каров, которые не могут входить ни в одну из групп по своей существенной новизне формы, а иногда и конструкции одновременно, это модели: Nissan a-T, Isuzu Z.E.N., Suzuki GSR-R|4 и некоторые другие.

Renault Talisman, 2001 год (слева вверху)

Suzuki GSX-R/4, 2001 год

В мировой автомобильной индустрии сложилась система апробации новизны. Подобные системы существуют и в других областях транспортного машиностроения: судостроении, самолетостроении и так далее, но ни одна из них не может сравниться с автомобильной по разветвленности, популярности регулярности и многолетнему опыту представления обществу самых последних достижений инженерной и дизайнерской мысли.

Роль этой системы в развитии автостроения и автомобильной индустрии чрезвычайно высока: ведь ее цель – реклама новейшей рыночной продукции автомобильных фирм и формирование эстетических предпочтений потребителей в будущем. Кроме того, при помощи концепт-каров демонстрируется и интеллектуальный потенциал фирм-производителей и проектировщиков, уровень их сил в инжиниринге и дизайне, а значит, и конкурентоспособности в настоящее время.

Современная система апробации новизны конструкции и формы состоит из более десяти крупных регулярно действующих выставочных автомобильных салонов, которые почти строго разделяются по секторам автомобильного рынка: массовые легковые, грузопассажирские и специальные, автобусы, грузовики и т.д. Наиболее популярны в обществе, конечно же, салоны массовых легковых автомобилей, поскольку они ориентированы как на специалистов, так и на многочисленных рядовых потребителей этого «второго дома».

В США наиболее престижными считаются Детройтский и Нью-Йоркский автосалоны. В Европе это Парижский, Франкфуртский, Женевский и Туринский. В Японии – Токийская автомобильная выставка (салон) в 2007 году отметила свое 40-летие. Это самый молодой и инновационный салон, который специалисты называют еще салоном будущих автомобилей.

Наибольшее количество концепт-каров представлены именно на Токийском и Детройтском автомобильных салонах. Причем если на Детройтском салоне концепт-кары в максимальном количестве показывает автомобильная промышленность США, то на Токийском – японская автомобильная промышленность показывает в ответ свои, также в максимальном количестве.

Но в последнее десятилетие «гонку концепт-каров» всетаки выигрывают японские фирмы-производители МЛА. Последний Токийский автомобильный салон в 2007 году показал удивительное желание научно-технических, исследовательских и специальных проектно-исследовательских центров Японии быть в этой области «впереди планеты всей».

Токийский автосалон 2007 года

Токийская экспозиция была развернута под девизом: «Лови новость – прикоснись к будущему». Экспозиции последних лет показывают, что в Японии, как и раньше, исследования проводятся в двух временных уровнях, но упор все больше делается на второй, более глубокий уровень.

Это все более фантастические модели и по конструкции, и по форме: Nissan Pivo2, Honda Puyo, Toyota RiN и Toyota HICT, Suzuki SSC и другие. Эти поиски отражают не только попытки найти пути эволюционного развития формы автомобиля будущего (эволюции стиля), но и экстремального, революционного, позволяющего выйти на более высокий уровень поиска новизны в будущем.

Другая группа концепт-каров, более близкого уровня глубины поиска новизны представляет наиболее понятную эволюционную линию развития дизайн-формы и конструкции МЛА. Это модели: Nissan Intima, Nissan Round Box, Toyota 1|X, Тoyota FT-MV и некоторые другие.

Honda Puyo, 2007 год

Nissan Intima, 2007 год

Тoyota FT-MV, 2007 год

Nissan Round Box, 2007 год

Исследовательские работы по развитию формы все в большей степени охватывают все сегменты существующего автомобильного рынка с выходом в первую очередь на спортивно-потребительские автомобили. На Токийском автомобильном салоне они были представлены моделям Mazda Тaiki, Honda CR-Z и другими.

Mazda Тaiki, 2007 год

Современный этап развития концептуального автомобильного дизайна наглядно показывает, что уверенно чувствовать себя на мировом автомобильном рынке может только та фирма-производитель, которая уделяет дизайну достаточно средств и внимания и покровительствует в первую очередь его «свободной» ветви – концептуальной.

Почти каждое отделение концерна General Motors имеет свой исследовательский центр с дизайн-студией. Фирма Ford также имеет две студии экспериментально-исследовательского дизайна: центральную в США и фирму GIA в Италии. Компания Chrysler не так давно построила также современный центр и студию.

Почти все ведущие в легковом автомобилестроении Японии фирмы также полным ходом ведут концептуальные экспериментально-исследовательские разработки в своих центрах и дизайн-студиях, используя дополнительно и такой динамичный метод, как проведение международных конкурсов среди студентов и молодых дизайнеров. Особенно выделяются в этом фирмы Nissan, Mazda и Toyota.

Практика современного автомобилестроения показывает, что только используя двухуровневые временные программы исследований, можно повлиять на моду на мировом автомобильном рынке и практически быть ее законодателем. Массовая продукция, то есть серийные легковые автомобили такой фирмы, всегда будут чуть впереди конкурентов.

Кроме этого, именно концептуальный (экспериментальноисследовательский) автомобильный дизайн, наряду с дизайном других отраслей промышленности, наиболее наглядно показывает, каким может быть предметный мир, ожидающий нас и наших детей в будущем, то есть для общества выполняет роль своеобразной «машины времени».

Если вы еще не успели посмотреть сериал , то поторопитесь, сезон в самом разгаре!
Оставить комментарий