Кризис это время для умных людей!

Так думает и так действует генеральный директор группы компании «Викинги» Щербаков Александр. В апреле «Викингам» исполнилось 20 лет,...

Так думает и так действует генеральный директор группы компании «Викинги» Щербаков Александр. В апреле «Викингам» исполнилось 20 лет, и это был хороший повод разговорить одного из основателей компании.

- С высоты 20-летнего опыта управления и развития компании, что бы Вы сделали по-другому, иначе, чем тогда, начинали автобизнес в середине 90 годов?

- Когда мы начинали этот бизнес в те годы и думали стать, в известном смысле, капиталистами, мы на самом деле абсолютно не понимали, что и как надо делать.Ну, мы знали, что есть возможность получить автомобили с завода, продать их и на этом заработать. Все знания на этом заканчивались – это во-первых. Во-вторых, я тогда был уже коммунистом, как и большинство моих товарищей, и надо было в своей голове довольно резко поменять идеологические основы. Был коммунистом и вдруг стал капиталистом – это тоже очень не просто. В-третьих, все мы знаем, какая была в это время криминогенная обстановка в городе, да во всей стране. Это, конечно, тоже внесло свой негативный отпечаток на развитие компании. Если бы сейчас я начинал этот бизнес с тем опытом, который я имею сейчас, то очень многое я принципиально бы делал по-другому. Например, нас было 8 учредителей, все мы были руководителями разного уровня и объединяло нас наши дружеские отношения. Теперь, через 20 лет, нас осталось двое и это совсем другой уровень управления компанией. А дружеские отношения, как оказалось, не могут являться основным критерием для развития бизнеса. Никаких знаний в области предпринимательства не было, примеров рядом тоже не было – все начинали одинаково на ощупь. Но, было огромное желание работать и как-то реализовать себя в этой жизни. Как поётся в одной песне: «…падали и поднимались…».

- Что, на Ваш взгляд, является главным, чтобы автобизнес был успешным? - На мой взгляд, главным в успехе любого предприятия являются люди, составляющие его коллектив. Да, на каком-то этапе были вложены большие средства в красивое здание, современное оборудование, но это всё мёртво без профессионального коллектива, команды единомышленников, преданных целям и ценностям, которые мы себе обозначили. Но, коллектив, тем более профессиональный и являющийся командой единомышленников, сам по себе не складывается. Здесь надо приложить немало усилий. Мы вкладываем большие средства в обучение наших людей, делаем из них профессионалов. Причём процесс обучения идёт практически постоянно. Это и повышение квалификации, это и обучение, связанное с появлением новых автомобилей, имеющих новое оборудование, это обучение новым технологическим процессам и т. д. Создаём очень приличные условия труда, чтобы людям было удобно выполнять свои служебные обязанности. Обеспечиваем возможностью зарабатывать достойную зарплату. Работая в этом направлении, мы формируем доверительные отношения между работодателями и трудовым коллективом, тогда и складывается команда единомышленников! Бывают, конечно, отдельные случаи, когда приходится расставаться с кем-то, но это только, когда человек не может справляться с нашим режимом работы, а режим труда у нас достаточно напряжённый.

- Автомобильный рынок РФ в I–м квартале «упал» более, чем на 40%. Прогноз от АЕБ и других участников рынка на 2015г.: падение от 24 до 40%. Считаете ли Вы, адекватными меры, озвученные на этой неделе правительством по поддержанию российского автомобильного рынка (продление программы утилизации, субсидирование ставки кредитования, обновление автомобильного парка государственными структурами)? - Что касается программы утилизации, то она, конечно, не будет такой эффективной как раньше, но вот уже сейчас из 100 проданных автомобилей марки LADA 50 были реализованы по этой программе. Реализация автомобилей по кредитным программам в прошлом году составляла усреднено 50%, с начала этого года, например по марке Nissan, по кредитной программе был реализован всего один автомобиль. А теперь, когда пошло субсидирование ставки, мы уже подошли к продажам в кредит до 33%. Возможно, как раз в связи с обновлением автомобильного парка АВТОВАЗ закупает у нас 17 автомобилей Nissan. Поэтому в целом все эти три программы должны оказать существенную помощь автомобильной отрасли в этом году.

- Как Вы собираетесь пройти это чрезвычайно сложное время и какие в этой связи ставите перед компанией количественные и качественные цели? - На своём предпринимательском веку я уже переживаю пятый экономический кризис и сегодня могу сказать, что никакого страха мы в компании по этому поводу не испытываем. Мы научились вести бизнес в кризисы, мы знаем, что делать сегодня, что делать завтра и т. д. К очередному кризису подошли с очень хорошими финансовыми показателями. Перед банками текущая задолженность не превышает 150-160 млн. руб. Чтобы было понятно, это всего лишь стоимость примерно 160 автомобилей, находящихся на наших складах по четырём брендам. То есть оборотные средства обеспечены «живыми» автомобилями. И практически мы полностью рассчитались с банками за заёмные средства, которые мы брали у них на строительство и оснащение дилерских центров. А поскольку у нас очень хорошая кредитная история у нас нет проблем взять при необходимости дополнительные финансовые средства. Так что никаких потрясений в связи с новым кризисом группа компаний не испытывает, мы по-прежнему стабильно работаем, выполняя свои обязательства перед своими поставщиками с одной стороны и обязательства перед своими потребителями с другой.

- АВТОВАЗ - уже в меньшей мере, но ещё остаётся нашим градообразующим предприятием и в его благополучии заинтересованы, конечно, все тольяттинцы и уж точно «Викинги». По информации пресс-центра ВАЗа, чистая прибыль АВТОВАЗа составила 796 млн. руб. по итогам I квартала 2015г. против убытка в 2 900 млн. руб. за этот же период в 2014г. Можете дать своё объяснение, как это стало возможным в период самого разгара кризиса и в целом, как Вы оцениваете работу президента Бу Андерсона, который руководит автозаводом уже 15 месяцев? - Безусловно, АВТОВАЗ остаётся предприятием №1 в Тольятти и его влияние на город по-прежнему очень велико. В структуре его собственности имеется государственный блокирующий пакет. Это очень важно для нашего города, поскольку с одной стороны, это страхует завод от возможно неожиданных решений зарубежного собственника, а с другой стороны, государство помогает и будет помогать АВТОВАЗу, просто в силу своей социальной ответственности. Ну а главный собственник альянс Renault – Nissan – это более, чем 100 – летний опыт, наличие огромных финансовых возможностей, обладатель современнейших технологий. Мне сложно прокомментировать, за счёт чего АВТОВАЗ получил прибыль в I-м квартале этого года, поскольку не видел всей финансовой отчётности. Могу сказать, что наша компания прошлый год закончила с прибылью более 6 млн. руб. (это именно по продукции АВТОВАЗа). В первом квартале этого года компания заработала уже 5 млн. руб. Проводя в этом смысле параллель, можно утверждать: раз дилер зарабатывает, значит зарабатывает и производитель. И если мы заработали уже в первом квартале этого года прибыль сопоставимую с прибылью всего 2014 г., то тогда становится объяснимым и результаты первого квартала автозавода. Мне приходилось не один раз встречаться с Бу Андерсоном и даже лично беседовать. На последней встрече я ему задал ему важный для нас вопрос о том, как он будет решать вопрос с поставщиками (были проблемы с поставками комплектующих на конвейер). Он чётко ответил, что принял решение их всех купить. Таким образом, АВТОВАЗ войдёт в управление этими заводами и изнутри будет решать все их проблемы. Я считаю, что он профессионал с большой буквы. Он знает, что происходит сейчас, он знает что надо делать завтра и что делать после завтра. Он умеет чётко поставить цели и жёстко требовать со своих сотрудников их выполнения.

- Успешные люди говорят: время кризиса - это время новых возможностей. Какие Вы видите для своей компании новые возможности в этом сложном периоде 2015 г. Как раз во время предыдущего кризиса мы договорились с представительством Ford об открытии второго дилерского центра в Тольятти. Когда я ходил по коридорам представительства я видел там на стенах лозунги «Кризис - это время для умных людей». Теперь, во время этого кризиса, мы получили дилерство Datsun, построили автоцентр 560 м.кв. за 102 дня и денег потратили всего 20 млн. руб. – это рекордно низкая стоимость! Есть у нас планы на этот год переноса автосалона Ford в Автозаводский район и мы нацелены их выполнить. Ведь именно в это кризисное время можно за относительно небольшие деньги построить автоцентр, конечно, соответствующий всем стандартам. Действительно, кризис - это время новых возможностей и мы этим пользуемся!

- Общеизвестно, что одна из главных ценностей человека здоровье. Как Вы поддерживаете своё физическое здоровье? Уже на протяжении 19 лет я играю в хоккей два раза в неделю в тольяттинской любительской лиге. Её создал Андрей Фадин, и я ему помогаю в этом деле. В прошлом году мы заявлялись в регулярном любительском дивизионе и на финише были третьими. В этой лиге играют 1000 человек от совсем молодых людей до людей в почтенном возрасте, и это очень здорово, когда человек вместо пива и дивана собирает баул - и вперёд на лёд! Но, тем не менее, совсем без пива не обходится. Раз в квартал мы с друзьями встречаемся на пивной вечеринке – тут главное не частить и меру знать! А ещё дома у меня есть спортивный комплекс, где два-три раза в неделю я стараюсь поддерживать свою физическую форму.

Вопросы задавали эксперты газеты «Семь Вёрст» И. Бадаев и В. Георгиевич.

Оставить комментарий