LADA Kalina II с автоматизированной механической трансмиссией АМТ

LADA Kalina II с  автоматизированной механической  трансмиссией  АМТ
  • 27 декабря в 14:04
  • 10
  • 7252
  • 0

ОАО «АВТОВАЗ» в этом году приняло решение о создании пресс-парков, и осенью этого года один из них уже начал свою работу в Тольятти на базе «Авто-Планета», лучшего дилера по продвижению бренда LADA. Редакция «Семь Верст» воспользовалась возможностью взять автомобиль с трансмиссией типа АМТ. АМТ – это автоматизированная механическая трансмиссия. Эта коробка передач даёт практически те же преимущества перед обычной «механикой», что и «автомат». Но есть нюансы.

Мы в редакции знали об этой «коробке» уже давно и, что называется, из первых рук от руководителя проекта АМТ Владимира Петунина. Однажды мы созвонились с ним, и он любезно продемонстрировал работу АМТ тогда еще на LADA Priora.
С тех пор АМТ, после адаптирования к другим автомобилям LADA, стала серийно устанавливаться на автомобили Granta, Kalina и теперь на Vesta и XRAY.
Первое знакомство LADA Vesta с общественностью происходило в Италии. Возможно, это был специальный ход АВТОВАЗа для создания представителям СМИ превосходного «итальянского» настроения, чтобы оно способствовало позитивному восприятию и самого автомобиля. А может быть, наоборот, это знакомство должно было состояться специально в интерьере европейского автомобильного парка, чтобы оценка LADA Vesta определялась по «гамбургскому счету»!
Мы с интересом познакомились с результатами итальянских тест-драйвов. Резюмируя, можно сказать, что автомобиль произвел на абсолютное большинство представителей СМИ очень хорошее впечатление. Но также большинство отметило, что автомобили с трансмиссией АМТ им не понравились. Подобные мнения нередко воспроизводятся и в социальных сетях. Именно поэтому мы решили сами поездить длительное время на автомобиле с автоматизированной механической КП и получить собственное мнение по этому поводу. Начнем с того, что именно не понравилось в вазовском «роботе» «итальянским» драйверам. Судя по отзывам, журналисты, не понимая того, критиковали не сам «робот», а сравнивали динамику автомобилей, оснащенных механической КП и АМТ. Они отмечали:
–провалы при наборе скорости между передачами;
–нехватку тяги при езде в гору;
–притормаживает при спуске с горки;
–снижает динамику автомобиля (разгон за 12,8 сек/100 км).
Чтобы правильно оценить собственно трансмиссию АМТ, нужно понимать ее сущность и причины появления.
Необходимость оснащения автоматической трансмиссией автомобилей LADA на АВТОВАЗе была осознана давно. Эта задача решалась по разным направлениям. Как минимум их было три. Заказать разработку и производство АКП сторонней российской компании. Купить недорогую, проверенную временем АКП у зарубежной компании. Разработать и производить собственную АКП.
Первое направление не получило достойного решения и было закрыто, а вот два других были реализованы. В одном случае это была АКП японской фирмы Jatco, которую адаптировали для наших автомобилей, в другом – собственная разработка автоматизированной механической КП.
Это не традиционный «автомат» – это так называемый «робот». Но для непосвященного потребителя разницы никакой. В основе этой трансмиссии обычная 5-ступенчатая вазовская МКП. Но управление процессами переключения передач осуществляется синхронной работой электроприводов сцепления и переключения передач (актуаторами). Синхрон-ная работа управляется электронным блоком управления. То есть вместо штатного тросового механизма переключения установлен актуатор переключения, в привод сцепления введен актуатор сцепления, который имеет встроенный механизм компенсации износа сцепления. И конечно, в этом случае не нужна и педаль сцепления. Все процессы включения и выключения сцепления автоматизированы. Справедливости ради надо сказать, что в разработке такой трансмиссии специалистам АВТОВАЗа помогали две немецкие компании, имеющие потрясающий опыт в этой области, – это ZF и Porsche.
От В. Петунина стало известно, что вариант машины с вазовской роботизированной коробкой, снабженной актуаторами ZF, понравился еще прежнему президенту АВТОВАЗа Игорю Комарову. А пришедший на этот пост Бу Андерссон, прокатившись на тестовой Priora с «роботом», задал только один вопрос: «Когда можем запустить в серийное производство?». После этого он уже обоснованно лично представлял проект журналистам в августе 2014 года в Минске.

Мне пришлось первый раз познакомиться с роботизированной коробкой на новом автомобиле Toyota Yaris в 2006 году. Это было что-то невразумительное – клевки и дерганье, видимо, японцы и сами это быстро поняли. Второй раз пришлось встретиться с «роботами» на автомобилях Volkswagen и Škoda. Да, это суперсовременные трансмиссии и, на мой взгляд, они превосходят «автоматы». Но там другая, более сложная конструкция и применяется система двойного сцепления. Кстати, и ресурс этих «роботов» до недавнего времени был невелик. Пришлось недавно их сильно дорабатывать – говорят, доработка коснулась аж 40 деталей! Вазовская коробка АМТ – это очень удачный продукт, полученный совместными усилиями тольяттинских и немецких инженеров: во-первых, простота конструкции и отсутствие необходимости сервисного обслуживания вообще; во-вторых, в основе собственная МКП, а все оригинальные компоненты – актуаторы, селектор и контроллер – поставляются из Германии; в-третьих, «робот» всего на 5 кг тяжелее базовой коробки; в-четвертых, эта коробка в два раза дешевле АКП фирмы Jatco и она не имеет ограничений, свойственных «классическим» автоматам.
Ну а самое главное, водитель имеет у себя в одном автомобиле две трансмиссии с их полномасштабным функционалом, включая такие, как функции «кик-даун» и функции прекрасного взаимодействия с системами удержания на уклоне при трогании автомобиля (в течение 2 секунд после полной остановки), а также «круиз-контроль» и «ограничитель скрости», «подсказчик передач».
Что касается практического использования. Нажимаем на педаль тормоза, селектор трансмиссии – в положение «N». Запускаем двигатель. Перевод селектора в выбранное положение движения «А», «М» или «R», при этом в коробке передач уже включена первая передача или передача заднего хода. Однако автомобиль начнет движение только после нажатия на педаль газа, поскольку только тогда сцепление замыкается и это одно из немногих отличий АМТ от АКП. Автомобиль легко стартует, и динамика разгона зависит от нажатия на педаль акселератора. Вообще, все управление осуществляется именно этой педалью и система АМТ четко отработает все, что задает ей водитель. Спустя мгновение наступает момент автоматического переключения на вторую передачу. И вот этот момент как раз и является основным поводом для критики вазовского «робота». Этим критикам кажется, что АМТ совершает переключение слишком медленно и с потерей тяги. На самом деле, это скорее психологический момент восприятия.
Если бы они замерили время переключения передачи «роботом» и сравнили бы это время со временем переключения передачи человеком на механической КП, то очень бы удивились.

«Робот» делает свою работу в два раза быстрее – это во-первых! Во-вторых, «робот», в отличие от человека, совершает переключения точно в нужное время и оптимально работает сцеплением. Все определяется мгновенными параметрами скорости, крутящего момента, управления педалью акселератора. Этим достигается экономия топлива и увеличение ресурса узла сцепления. В-третьих, АМТ имеет 36 вариа-ций (карт переключения) программы управления, которые мгновенно взаимодействуют между собой и обеспечивают заданные режимы движения, и на основе этого АМТ обладает высокой адаптивностью, то есть может подстраиваться под стиль вождения водителя. Поэтому не стоит делать поспешных выводов.

Программа управления АМТ автомобилей LADA самая совершенная, и она не позволит водителю совершить неправомерные действия, например включить слишком высокую передачу при низкой скорости или низшую передачу при высокой. Случайное включение передачи заднего хода при движении вперед при любой скорости, конечно же, не приветствуется, но система защитит поломку и будет сигнализировать миганием символа в комбинации приборов. АМТ тем самым реально защищает силовой агрегат от всех возможных перегрузок и позволяет резко увеличивать его ресурс. В целом индикация более чем полная – подсказка не нажатой педали тормоза или не включенной передачи «N» при запуске двигателя, постоянное индицирование включаемой передачи, а добавленная в программу и в комбинацию сигнализация нагрева сцепления или возможной неисправности (желтая «шестеренка») – это дополнительное уникальное программное достижение и реальная помощь водителю. Те же критики отмечают, что АМТ не очень адекватно ведет себя при подъеме и спуске с горы. Такое замечание простительно только тем, кто никогда не ездил на автомобилях с «автоматом». Остальным давно известно, что точно так же могут проявлять себя современные «автоматы» в горной местности. Поэтому в этом случае рекомендуется (и это рекомендация прописана в Руководстве по эксплуатации) просто переходить на ручное управление коробкой. Однако можно вполне спокойно ездить и на автоматическом режиме. Совсем «продвинутые» указывают, что нет положения «P» паркинг. Даже пояснять не буду. Уважаемые господа, читайте инструкцию по эксплуатации, и будет вам и паркинг! Паркинг – это выключенное зажигание при включенной передаче в любом режиме. Кстати, автомобиль с АМТ можно буксировать без ограничения и заводить с «толкача»! Я тоже сразу отметил определенную задержку при переключении передачи, особенно с первой на вторую. Но уже на второй-третий день мое внимание не фиксировалось на этом. Может быть, действительно, «робот» уловил мой стиль вождения или эта задержка, на самом деле, не велика и замечаешь ее только при первом знакомстве, когда все в новинку. Снизить цену автомобиля, при этом улучшив его – не самая простая задача. Но именно такие задачи хороший инженер должен уметь решать, и на АВТОВАЗе такие инженеры есть и они готовы к такой работе. И примером такой работы как раз и есть трансмиссия АМТ!

АМТ LADA по факту открыла новое направление в семействе различных типов автоматов и по-настоящему конкурирует с ними, а немецкие эксперты утверждают, что это сегодня лучшая АМТ в мире! Более того, нашим партнером компанией ZF АМТ LADA планируется к показу экспертам в Париже!
Ну а что сам автомобиль Kalina II в кузове универсал? Отличный автомобиль для практичных людей, на все случаи в жизни, да еще и самый недорогой среди всех универсалов, производимых в России!


Тест-драйв этого автомобиля мы уже проводили, и ознакомиться с ним можно на нашем сайте www.7verst.ru (см. Архив газет №18 от 27.05.13 г.).

Эксперт газеты «Семь Верст» И. Бадаев

 

Оставить комментарий