Экология и мы!

Министерство природы России представило список самых экологически чистых городов страны по итогам 2014 года. Всего в эко-рейтинг вошли 94 города. Самара заняла 25-ю строку, Тольятти оказался на 47-м месте.

Экология и мы!

Министерство природы России представило список самых экологически чистых городов страны по итогам 2014 года. Всего в эко-рейтинг вошли 94 города. Самара заняла 25-ю строку, Тольятти оказался на 47-м месте. Ведомство представляет данный рейтинг ежегодно «При составлении списка учитывались тщательно собранные и уточнённые данные о состоянии атмосферного воздуха и водопользования, а также данные по выбросам от транспорта, об использовании городских территорий и энергопотреблении», – передаёт пресс-служба Минприроды. Тольятти в 2012 и в 2013 в рейтинг не попадал вообще, а теперь оказался в его середине. В другие категории лучших городов: по качеству воздушной среды, чистоте воды, использованию территорий, работе транспортной системы, а также управлению воздействия на окружающую среду ни Самара, ни Тольятти не попали… Видимо эта статистика заставила серьезно задуматься городские власти. С 13 мая 2015 по 09 июня 2015 года мэрией г.о. Тольятти организован открытый конкурс на право заключения контракта на оказание услуг: «Предоставление информации об отрицательном воздействии отработанных выхлопных газов автотранспорта в городском округе Тольятти», в рамках муниципальной экологической программы городского округа Тольятти на 2015 -2017 годы, начальная цена контракта - 1 178 600,00 р. Для победы в процедуре необходимым условием являлось наличие работников с высшим образованием, с ученой степенью по специальностям: экология, химия, инженер – химик, инженер-эколог, с опытом работы более 3-х лет по тематике, связанной с расчетом величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта, подготовке, определения, анализа, предоставления результатов исследования качества атмосферного воздуха, составления картографического материала. По итогам конкурса победителем признано общество с ограниченной ответственностью «Институт химии и инженерной экологии». Газета «Семь Верст» в №16 от 12.11. 2015 г. публиковала материалы об этой компании и ее руководителе Васильеве А.В., который создал работоспособный коллектив профессионалов. Вкратце расскажем о результатах выполненной работы… В соответствии с техническим заданием было необходимо: провести натурные обследования структуры и интенсивности автотранспортных потоков на 80 участках автодорог г.о.Тольятти с подразделением по основным категориям автотранспортных средств проанализировать транзитный транспорт; организовать и провести лабораторные инструментальные исследования качества атмосферного воздуха на основе среднесуточных концентраций загрязняющих веществ, характерных для автотранспорта (оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, углеводороды, диоксид серы) в узловых точках транспортной сети г. о. Тольятти с максимальной интенсивностью движения (по 3 точки в каждом районе городского округа Тольятти, всего 135 определений), собрать данные и рассчитать величины валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортными потоками на городских автодорогах, в местах для хранения индивидуальных транспортных средств, подготовить и предоставить информацию по загрязнению атмосферы от промышленных предприятий и провести сравнительный анализ загрязнения атмосферы от промышленных предприятий и автотранспорта. Кроме того нужно было создать 9 карт территориальной нагрузки по загрязняющим веществам от выхлопных газов автотранспорта и предложить рекомендации по снижению влияния выбросов автотранспорта на атмосферный воздух в городском округе Тольятти. В работе было задействовано 15 сотрудников института. На основе изучения схемы улично-дорожной сети города, а также информации о транспортной нагрузке составлен перечень основных автомагистралей (и их участков) с повышенной интенсивностью движения и перекрестков с высокой транспортной нагрузкой (схема приложена). Согласно методике проведения натурных обследований на автомагистралях подсчет проходящих по данному участку автомагистрали транспортных средств проводился в течение 20 минут каждого часа, с 7.00 - 8.00 час. до 10.00 – 11.00 час. и с 16.00 – 17.00 час. до 19.00 – 20.00 час. не менее 5 раз, для многих транзитных автомагистралей наибольшая транспортная нагрузка характерна для дневного времени суток до 20.00 часов, все подсчитанные автомобили подразделялись по группам. Наблюдения проводились летом 2015 года. Далее необходимо было рассчитать валовые выбросы от автотранспорта для каждого обследованного участка автомагистрали и в зонах перекрестков. Расчеты выбросов выполнялись для следующих вредных веществ, поступающих в атмосферу с отработавшими газами автомобилей: - оксид углерода (СО); - оксиды азота NOx (в пересчете на диоксид азота); - углеводороды (СН); - сажа; - диоксид серы (SO2); - соединения свинца; - формальдегид; - бенз(а)пирен. По результатам исследований в г.о. Тольятти около 36 тыс. тонн в год вредных веществ выбрасывается автотранспортом. В эти цифры вошли и выбросы движущегося транспорта по автомагистралям города, и выбросы транзитного транспорта, проходящего через г.о. Тольятти, и выбросы от автотранспорта в местах для хранения индивидуальных транспортных средств (ГСК, стоянки). С каждым годом эта цифра только растет, что связано с увеличением количества автотранспорта. Динамика роста количества транспортных средств, зарегистрированных на территории г.о. Тольятти с 2011 года

Дата 01.01.11 01.01.12 01.01.13 01.01.14 01.01.15 17.09.15 К-во автомобилей 229 787 237 654 244 881 261 527 268 864 288 740

По результатам произведенных расчетов и сравнительного анализа загрязнения атмосферы от крупных промышленных предприятий и автотранспорта примерно 65% выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в г. о. Тольятти, характерных для автотранспорта (оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, диоксид азота, сажа, формальдегид, бенз(а)пирен), приходится на автотранспорт.

Также компанией были разработаны и предложены мероприятия для снижения количества выбросов от автотранспорта в г.о. Тольятти. К основным можно отнести : - проведение ярусного озеленения вблизи крупных магистралей; - создание условий для сокращения количества транзитного транспорта, проходящего через территорию г.о. Тольятти; - внедрение системы интеллектуального управления дорожно-транспортными потоками с помощью установки систем видеофиксации; - совершенствование системы мониторинга атмосферного воздуха; - развитие и реконструкция улично-дорожной сети города (обеспечение безостановочного движения транспортных средств за счет строительства транспортных развязок на разных уровнях, тоннелей и пешеходных переходов; - увеличение числа полос движения на магистралях; - ликвидация узких въездов и выездов с шоссе; - организация одностороннего движения на участках городской застройки с узкой проезжей частью, имеющих сложившийся характер планировки), - перенос стоянок для индивидуальных транспортных средств с территории жилой зоны, с территорий, находящихся вблизи больниц, домов отдыха, школ; - выделение в центральной части города территорий с запретом или ограничением на движение большегрузных автомобилей; - развитие электротранспорта (троллейбусы); - в соответствии с действующим законодательством необходимы систематическая организация и проведение рейдов по контролю за содержанием вредных примесей в отработавших газах автотранспортных средств на основных автомагистралях во всех районах города (такая практика имеется в Омской обл., Сахалинской обл. и др.); - проведение проверок качества топлива на АЗС; - также необходимо четко регулировать скорость движения по улицам.

Наибольшее количество выбросов оксида углерода и углеводородов поступает в атмосферу при малых скоростях движения автомобиля. При достижении скорости 40 км/час выбросы углеводородов практически не меняются. Выбросы оксида углерода постепенно понижаются с увеличением скорости движения. Минимальное количество окислов азота автомобиль выбрасывает при скорости 60 - 70 км/час. Организована и проведена огромная и нужная работа. Есть результаты, выводы и предложения. Осталось дело за малым. Претворить все это в жизнь и стать лидером в эко-рейтинге. Слово за мерией г.о. Тольятти.

Материалы подготовлены редакцией газеты «Семь Верст» совместно с ООО «ИХиИЭ».

Продолжение следует.

 

Оставить комментарий