Страховщиков взяли под пристальный контроль в ОНФ

Доля страховщиков, работающих с нарушениями, в отдельных регионах достигает почти 70%.

Страховщиков взяли под пристальный контроль в ОНФ

Активисты ОНФ в апреле-мае 2016 года провели общероссийский мониторинг нарушений прав потребителей финансовых услуг при покупке и оформлении обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). По итогам мониторинга, в подавляющем большинстве регионов выявлены множественные проблемы и правонарушения.

Проблема, за решение которой взялись общественники из ОНФ, носит поистине всероссийский масштаб. По результатам проверки рынка автострахования в 52 регионах из 70, учувствовавших в мониторинге, фронтовиками были выявлены нарушения условий продаж полисов ОСАГО. Доля страховщиков, работающих с нарушениями, в отдельных регионах достигает почти 70%.

Лидирует по доле нарушений среди участвовавших в исследовании субъектов страхового дела Южный федеральный округ (Ростовская область, Краснодарский край и Адыгея). Из 58 проверенных субъектов страхового дела в данном регионе признаки нарушений были выявлены у 38 (66%). Меньше всего нарушений зафиксировано в Северо-Западном федеральном округе (за исключением Мурманской и Кировской областей, где доля нарушений оказалась высока). В среднем по СЗФО из 49 проверенных субъектов страхового дела признаки нарушений были обнаружены у 11 (22%).

«Как мы и предполагали, с осени прошлого года, когда проводился наш последний мониторинг, ситуация существенно не изменилась: «Невидимая рука рынка» ничего не отрегулировала, несмотря на двукратное прошлогоднее повышение тарифов по ОСАГО, - рассказывает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», депутат Госдумы Виктор Климов, - «Снижение количества жалоб, которое фиксировал надзор и общественные организации в этой проблематике летом-осенью прошлого года было связано не с тем, что нарушения прекратились. В значительной мере, и теперь это точно понятно, это было обусловлено двумя факторами: сезонностью (отсутствием пикового спроса) и усталостью потребителей жаловаться, поскольку в большинстве случаев это не приводит к результату. Эксперты Общероссийского народного фронта обоснованно били тревогу и предупреждали, что с началом дачного сезона ситуация обострится вновь, когда в страховые компании потянутся наименее обеспеченные (бюджетники и пенсионеры) граждане, которые ездят на личном транспорте с апреля по октябрь».

В большинстве участвовавших в мониторинге городов автомобилисты жалуются именно на длительные очереди: от нескольких часов до 1-3 месяцев (в случаях, когда страховые компании продают полисы по письменному заявлению, или очередь ведется по предварительной записи). По словам фронтовиков, во многих регионах они столкнулись с тем, что при предварительном обзвоне, офисов страховых компаний, представители страховщиков утверждают, что полис можно купить или переоформить без особых проблем в любое удобное время. Однако по факту, приезжая в офис за полисом, страхователи сталкиваются с записью в очередь, которую добровольцы и товарищи по несчастью поддерживают по нескольку суток. Или даже есть возможность обнаружить в офисе страховщика вывеску, гласящую, что «В связи с отсутствием в штате специалиста, полисы временно не продаются». Зафиксированы также случаи преимущественной продажи полисов тем, кто готов оплатить дополнительное страхование, или для тех, кто ранее был застрахован в данной компании, остальным отказывают или направляют всё в ту же очередь.

Информацию об обнаруженных нарушениях активисты собираются направить в Банк России, у которого есть необходимые административные полномочия для применения мер воздействия к страховщикам. Кроме того, значительные усилия активисты проекта «За права заемщиков» сосредоточили на том, чтобы изменить ситуацию на законодательном уровне. Уже после первого мониторинга, прошедшего весной 2015 года, фронтовики инициировали законопроект о внесении изменений в КоАП, который в апреле текущего года Госдума приняла в первом чтении. «Только реальное обострение проблемы, сдвинуло с мертвой точки законодательную инициативу об ужесточении ответственности страховщиков за отказы в продаже полисов или навязывание дополнительных услуг. Инициатива предполагает расширение числа субъектов административной ответственности за перечисленные действия. Сегодня наказать можно только должностных лиц. Ни рядовых сотрудников, ни сами страховые компании привлечь к ответственности практически невозможно. Законопроектом предлагается установить ответственность для физических лиц до 5 тысяч рублей, для страховых компаний до 500 тысяч рублей. История вопроса показывает, что без жестких санкций вакханалию на рынке ОСАГО прекратить вряд ли удастся. Убедившись в возможности безнаказанно нарушать закон, страховщики будут снова и снова воспроизводить уже отработанные схемы: искусственные очереди, рассмотрение заявлений до 30 суток, отсутствие бланков, технические проблемы с серверами и прочее.

Вместе с тем, понятно, что одними штрафами привести институт ОСАГО в нормальное состояние, наверное, будет сложно и регулятору следует подумать о комплексном решении проблемы» – подводит итоги Виктор Климов.

С уважением,

Координатор по информационной работе

Самарского регионального отделения ОНФ

Шепетовская Светлана Владимировна

8(846) 242-01-42,

Оставить комментарий