Есть на АВТОВАЗе проектная мощность!

К 50-летию АВТОВАЗа. 29 марта 1971 года в 14.30 с главного конвейера сошел 50-тысячный автомобиль белого цвета. В этот день завод вышел на выпуск 500 автомобилей в сутки, а надо было достичь выпуска – 2 230 автомобилей в сутки.

Есть на АВТОВАЗе проектная мощность!

Житков и Манджарино

Манджарино, руководитель делегации ФИАТа, не выдержал, пришел к Житкову, заместителю генерального директора по производству, и резко заявил: – Господин Житков, немедленно останавливайте конвейер. Идут некомплектные автомобили. Вы нарушаете технологию сборки автомобилей. – Вы что, господин Манджарино, мне приказываете? – Я требую. Если вы не остановите конвейер, то я и мои консультанты срочно уедут. – Вы не имеете права требовать остановить конвейер. Вы можете только рекомендовать. Так вот, я не буду останавливать конвейер. А вас прошу заглянуть ко мне вечерком. Вечером состоялся обстоятельный разговор. Житков пояснил свою позицию: – Если я остановлю конвейер, то все начнут останавливаться. А этого допустить нельзя. Вы же знаете, что скоро мы не будем с ФИАТа получать комплектующие, все должны делать сами. Значит, все должны укладываться в графики. Все должны привыкнуть подчиняться главному конвейеру. – Я все понял, – сказал Манджарино. Больше конфликтов не было.

Наоборот, Манджарино был в восторге и через год перед своим отъездом в Турин в 1972 году пришел к Житкову в черной шляпе, хотя было лето. Он торжественно снял шляпу и объявил: – Господин Житков, я специально надел шляпу, чтобы снять ее перед вами. Вы сделали невозможное, я восхищен вашей работой. Вы наладили ритмичную работу главного конвейера, несмотря на все трудности.

Впечатляющие результаты Петр Макарович Кацура, заместитель генерального директора по экономике, тщательно следил за всеми экономическими показателями АВТОВАЗа. В 1973 году уже можно было сделать вывод, что совокупность новых организационных и экономических решений на АВТОВАЗе в сочетании с высоким профессионализмом команды руководителей заложили такую основу системы управления, которая позволила на пределе использования производственных мощностей завода организовать его безупречно ритмичную и безотказную работу. Система хозяйствования на АВТОВАЗе была эффективной, впечатляющие результаты даже стали образцом для подражания: – трудоемкость базовой модели автомобиля ВАЗ-2101 составила 61 нормо-час и была на 30 % ниже аналогов; – выработка продукции на одного работающего была выше, чем в целом по автопрому СССР, на 20 %; – удельный вес ИТР и служащих в составе промышленно- производственного персонала составил 14,1 % против 20 % по автопрому СССР в целом; – себестоимость автомобиля не превысила 2 тысячи рублей, что позволяло установить более доступную розничную цену автомобиля; – капиталовложения в завод на проектном режиме работы, включая валютные затраты, окупались ежегодно. А это полтора миллиарда рублей. Высочайшая окупаемость вложений в сооружение АВТОВАЗа и эффективность его производства не могли остаться незамеченными. В 1973 году этот опыт рассматривался на заседании Совета Министров в порядке обсуждения его возможного использования. С докладом выступил Петр Макарович Кацура, хотя сначала были запланированы другие выступающие.

Но инициативу проявил министр А.М. Тарасов. Он позвонил председателю Госкомтруда А.П. Волкову с предложением заменить намеченных выступающих с докладами и поручить основной доклад заместителю генерального директора АВТОВАЗа П.М. Кацуре. Ведь именно он знал многие нюансы, связанные с разработкой и применением новых методов организации управления производством, организации труда и материального стимулирования коллектива. Кацура выступил на заседании Совета Министров успешно, даже некоторые отраслевые министры в последующем просили его более подробно рассказать о вазовском опыте на заседаниях коллегий их министерств. Затем специально разработанная программа распространения методов хозяйствования АВТОВАЗа была заслушана и одобрена на заседании секретариата ЦК КПСС. Доклад для члена Политбюро ЦК КПСС М.А. Суслова П.М.Кацура готовил вместе с А.И. Вольским, одним из руководителей Отдела машиностроения ЦК. В решении ЦК были сделаны необходимые рекомендации партийным и хозяйственным органам в республиках, областях и краях СССР по использованию опыта АВТОВАЗа.

Семинар первых руководителей… На АВТОВАЗ были приглашены 400 руководителей ведущих предприятий различных отраслей промышленности. С докладом выступил Петр Макарович Кацура. Он использовал необходимые таблицы и графические иллюстрации. Также были подготовлены соответствующие печатные пособия. Знакомили первых руководителей и с технологией, и с организацией производства. Хотя это была трудная задача в условиях действующего производства, когда заводские проезды ежеминутно пересекают десятки автокар и другой напольной техники. Но был найден оригинальный способ. Было выделено 100 товарных автомобилей по 10 штук в группе, в каждом из которых разместились четыре участника (10 авто- мобилей – 40 участников семинара). Эти группы автомобилей с интервалом 15 минут проследовали по всем цехам автозавода. На узловых технологических участках, начиная от литейки и кузницы, через сварку, окраску, механические цеха и сборочные конвейеры были организованы кратковременные остановки каждой группы, в ходе которых один из руководителей соответствующего производства давал краткое пояснение сути технологического процесса и организации производства. Таким образом, с интервалом в 15 минут заводскую территорию объехали 100 автомобилей без единой остановки производства. Это произвело большое впечатление на участников семинара.

21 декабря 1973 г. Миллионный! С главного конвейера под громкие крики «ура» сошел миллионный автомобиль. Его даже несколько метров пронесли на руках. Автор статьи – свидетель этого воодушевления. Много можно написать и о том, как боролись за право изготовления миллионного автомобиля. Был даже курьезный случай. В цехе сварки победила одна бригада, а другая так ударно работала, что сварила юбилейный пол кузова досрочно – в первую смену. Бригада- победительница пришла на работу и обрушила шквал негодования на эту бригаду. А они посмеивались, были счастливы, что прикоснулись к знаменитому событию в жизни завода. Мне приятно было это наблюдать… и в то же время жалко бригаду – победительницу соревнования… Капиталовложения на строительство завода, города, объектов промышленно- коммунального обслуживания были возвращены в конце 1973 года. Это 3,5 миллиарда рублей, в том числе 0,5 миллиарда в свободно конвертируемой валюте. На митинге по выпуску миллионного автомобиля В.Н.Поляков сказал, в частности:

«В 1974 году, в случае, если предложения завода будут утверждены, мы должны развернуть подготовку производства нашей первой собственной новой модели – легкового автомобиля повышенной проходимости для тружеников села».

Есть проектная мощность! 21 февраля 1974 года в цехе Мотор-3 была впервые достигнута проектная производительность – собрано 2230 двигателей. 18 августа бригада рихтовщиков 141 цеха 42-3 СКП в течение суток выдала 2312 кузовов, впервые перевыполнив суточную программу. А 5 октября автозавод окончательно достиг проектной мощности – 2 230 автомобилей в сутки. С главного конвейера сошел полуторамиллионный автомобиль. Состоялся торжественный митинг. По расчетам П.М. Кацуры, АВТОВАЗ ежегодно окупал себя двадцать лет подряд.

Людмила Моховикова.

Оставить комментарий