Машины времени. Дизайн в современной автомобильной индустриии

«Семь Верст» продолжают цикл публикаций материалы члена Союза дизайнеров России Зайцева С.А. В этих публикациях мы рассказывали о легендарных личностях АВТОВАЗа, научных и технических разработках, заложивших основу школы российского автомобильного дизайна.

Машины времени.  Дизайн в современной автомобильной индустриии

Продолжение Начало в №35-43 за 2014 год и в № 1-19 за 2015 год в №3-6 за 2016 год

Развитие формы легкового автомобиля как единого процесса постоянного обновления предметного мира

VI период мировой автомобильной истории Начало стиля «Бокс» рождено на фирме «Фиат» дизайнером Альдо Сессано в конце 1960-х. «Бокс» «стиль коробки», «угрюмый», «мускулистый» и другие подобные определения он получил за свои упрощенные визуальные и геометрические объемно- пластические характеристики формы линий и поверхностей кузова моделей. Этот стиль стал полной противоположностью в идеологии стилевого формообразования МЛА – 3-го образно-стилевого этапа «стримлайн». Силуэт формы автомобиля, определяемый в первую очередь контурной линией, стал значительно проще и чище по геометрии и пластике. Площадь силуэта несколько сократилась, так как в целом класс МЛА стал значительно меньше. Объемная плоскость поверхности формы стала более элементарной и очищенной от особых художественно-пластических изысков. Передняя часть формы МЛА стала несколько более прямолинейной (в особенности у более поздних моделей): решетка радиатора стала наиболее упрощенной и в большинстве случаев были объединены с блоками фар, бамперы стали также, благодаря упрощенной стилистике, более объемными и с меньшим количеством элементов (отчасти и благодаря ужесточению норм по безопасности). Фары у многих моделей превратились в объемные совмещенные блоки, включающие в себя несколько фар различного предназначения и сигнальные фонари. Плоскости боковой поверхности стали едиными, без остатков элементов передних и задних крыльев. Верхняя часть кузова – т.н. «фонарь» – также существенно изменилась по форме: ветровые стекла стали более простыми. Необходимо отметить, что переход от одного стиля к другому происходит постепенно, и носители ярко направленного нового стиля соседствуют по геометрии, а поверхность крыши и конфигурация крыши и стоек в целом поддерживают стиль общей формы. Задняя часть по стилистике напоминает все изменения, происшедшие с передней частью, но на нескольких моделях еще остаются признаки влияния аэродинамических требований. Этот стиль, несколько упрощенный визуально при создании дизайн формы автомобиля, требовал не полного отказа от художественного начала в формообразовании кузова, поиска необычно простого, выигрышного у зрителя, по сравнению с предыдущим. Наиболее ярко этот этап стилевой пластики в хронологии развития формы МЛА выражен в форме моделей: «Фиат-130» 1969 г. (Италия), «Фольксваген Гольф» и «Ауди-100 и -80» 1974 г. (Германия), и многих других.

Официальное окончание этапа: начало производства модели «Фиат Панда» в 1980 году. Художественно-техническими канонами данного этапа следует считать форму трех спортивно-экспериментальных моделей Марчелло Гандини в конце 1960-х годов – «Alfa Romeo N33 Carado», «Fiat ХI9» и «Lancia Stratos». Длительность VI этапа – 11 лет (1969-1980). Закончился он, по официальным историческим данным, формой модели «Фиат Панда» в 1980 году, разработанной известным итальянским дизайнером Джорджетто Джуджаро. Кроме необычной утилитарности и практичности, популярность этому автомобилю принес полный отказ от идеологии Детройта и утверждение функционального европейского автомобильного дизайна. У этого автомобиля – чисто промышленное происхождение, с нарочито открытым крепежом дверных петель, бамперов и полиуретановой защитой низа кузова по периметру. Работа над проектом Rustica (сельский) началась в 1976 году (в отпуске Джуджаро сделал первый набросок, зафиксировав один из первых проектно- художественных образов этого автомобиля в поиске концепции). Спустя годы автор назовет этот проект своей лучшей работой: «Ведь меня ничего не ограничивало, кроме стремления сделать автомобиль максимально утилитарным». Функциональность дизайна этой модели позволила создать достаточно беспроблемно несколько модификаций (в версии 4х4, «пикап» и 5-дверный хетчбэк). История разработки и внедрения модели «Фольксваген Гольф» и его формы наиболее наглядно демонстрирует инновационный процесс того периода времени, в том числе и подробности и перипетии поиска инновационной концепции и окончательного решения формы. Феноменальная популярность модели «Фольксваген Жук» несколько при- тупила маркетинговое чутье самой крупной в Германии автостроительной фирмы. С небольшим отставанием от конкурентов был создан новый вариант народного автомобиля. Эта модель была также сверхинновационной, как и предыдущая – «Фольксваген Жук». Всего через 30 месяцев производства было произведен первый миллион автомобилей. Концепция модели «Гольф» не была революционной, 3- и 5-дверные хетчбэки с приводом на передние колеса уже присутствовали на рынке. В данном случае инновационную популярность модели во многом создал автомобильный дизайн. Разработка дизайн-формы была передана Джорджетто Джуджаро, достаточно известному в то время итальянскому автомобильному дизайнеру. Помимо отличного уровня дизайна новая модель имела и различные модификации. Разработка формы проводилась на фирме «Италдизайн». Создание новой формы в автомобильном дизайне обязательно происходит в два этапа. Первый связан с материализацией авторского замысла в полномасштабном демонстрационном макете с поверхностью из пластилина, а затем в эталонном образце. Здесь все происходит при непосредственном участии дизайнеров. Второй этап выполняется заводскими технологами, конструкторами, маркетологами, выполняющими свои профессиональные задачи. В итоге первоначальный замысел объемной дизайн-формы часто достаточно сильно может измениться. С новой формой модели первого поколения «Фольксваген Гольф» все так и произошло. В конце 1960-х годов итальянская фирма «Италдизайн» во главе с Джорджетто Джуджарой заключила договор с фирмой «Фольксваген» на разработку нового «народного автомобиля», наследника всемирно известной модели «Фольксваген Жук». Ясной концепции автомобиля у фирмы тогда еще не было, но было известно, что Джуджаро обладал трезвым рационализмом и являлся автором десятка утилитарных автомобилей с идеологией, близкой фирме «Фольксваген». В 1969 году главный конструктор «Италдизайн» Мантовани начал работу по компоновке переднеприводного автомобиля, а Джуджаро начал поиск образа и концепции формы будущего автомобиля. Требованиями фирмы были и полное соответствие требованиям рынка США, завоеванного предыдущей моделью «Фольксваген Жук». Первые два эталонных образца были построены к началу 1970 года и переданы на фирму-заказчик. Форма этих образцов была безукоризненной в художественном отношении, обладала безукоризненной пластикой. Передняя часть представляла собой единое целое, включая и прямоугольные блоки фар. Но с момента передачи у формы эталона-прототипа началась новая жизнь, продиктованная дополнительными рыночными (США) требованиями и требованиями технологов и экономистов. В результате ужесточения американского законодательства к импортным автомобилям пришлось спешно без участия автора уменьшить угол наклона ветрового стекла и увеличить передний свес. Это привело к значительному изменению силуэта и пропорций. Кроме того, передняя кромка капота и крыльев стала более жесткой, был изменен и авторский рисунок решетки радиатора. Больше всего пострадало «лицо» формы автомобиля – его первоначальный замысел был почти полностью нарушен. Немецкие технологи для снижения стоимости автомобиля заменили сложные прямоугольные блоки фар на круглые и существенно уменьшили размер задних фонарей. Джуджаро был в ужасе, так как форма стала не полностью новой, напоминающей уже существующую, разработанную несколько ранее. Через некоторое время задние фонари приняли первоначальную форму. Но дальше было совсем необычно и неприятно: с разработкой модификации «Гольф GTI» потребовалась установка широкоразмерной резины. Для этого были разработаны накладки на арки колес из черно- го пластика, которые стали устанавливать на все модификации. По словам автора дизайн-формы, маленький и компактный «Гольф» стал напоминать образ африканского слоненка с гигантскими ушами. Старый стиль наиболее часто несколько консервативно поддерживается в наибольшем – представительском классе и задерживается на моделях этого класса несколько дольше, чем у МЛА.

Продолжение следует

 

Оставить комментарий