Машины времени. Дизайн в современной автомобильной индустрии

Публикации материалов члена Союза дизайнеров России, ветерана ОАО «АВТОВАЗ» Зайцева С.А. о становлении отечественного автомобильного рынка, научных и технических разработках, заложивших основу школы российского автомобильного дизайна.

Машины времени. Дизайн в современной автомобильной индустрии

Развитие формы легкового автомобиля как единого процесса постоянного обновления предметного мира общества.

Продолжение. Начало в №35-43 за 2014 год и в № 1-19 за 2015 год в №3-7 за 2016 год VII (1980-1989 гг.) или III переходный и VIII (1989-2000 гг.) био-образно-стилистические этапы.

VII или III переходный образно-стилевой этап в истории развития инновационного МЛА (с 1980 г. по начало 1990-х годов), а также его формы, можно определить как переходный от экстремального по своим жестким характеристикам формы VI этапа автомобильного стиля «Бокс» к противоположному по характеру пластики и геометрии VII образно-стилевому этапу – «Био». Его отличительными визуальными и геометрическими особенностями является присутствие отдельных элементов формы, присущих как VI этапу, так и VII этапу, т.е. визуальное смягчение наиболее «жестких» элементов поверхности и формы отдельных частей и составляющих ее элементов, но недостаточное, как на последующем этапе. Так же как и у предыдущих переходных этапов, характер пластики формы в начальные годы имеет больше визуальных признаков стилевой пластики предыдущего этапа, а вторую половину – последующего, «био». Ему характерно постепенное усложнение пластики и геометрии линий и плоскостей поверхности формы кузова, а также поиск выхода из сложившегося некоего единообразия, независимо от различия визуальных особенностей фирменных стилей производителей. Кроме привычных стилевых характеристик США и Европы, добавились и стилевые характеристики японского автомобильного дизайна, бурно развивавшегося последнее десятилетие. Исследование инновационной формы МЛА образно-стилевого VII этапа – переходного – проводилось по визуальным и геометрическим характеристикам моделей легковых автомобилей, производства данного периода времени: «Фольксваген Пассат», «Форд Скорпио» и «Форд Сьерра», «Ситроен АХ» и «Рено 19».

 

 

Хронологическая длительность VII этапа (1980-1991 г.) – 11 лет. Следующий стиль МЛА явился переходным стилем к новому экстремальному стилевому направлению «био» или «скульптурному». Он начался в середине 80-х годов до конца 90-х. С конца 70-х годов до середины 80-х этот переходный стилевой период означал время поисков нового направления, коренным образом отличающегося от старого, упрощенно неброского и не очень отмеченного в истории. Среди дизайнеров того времени проходили дискуссии о создании единого мирового автомобиля, настолько сильно по форме и силуэту они напоминали друга. Отличались лишь автомобили существенными отличиями фирменной передней части кузова: «БМВ», «Мерседес», «Опель», «Фольксваген» и другие. Исследования стиля формы данного периода времени проводились по следующим моделям: «Опель-кадет», 1984 г., «Ситроен-СХ», 1983 г. и «Рено-5», 1983 г., «Ауди» , 1980 г., «Вольво 460», 1986 г. Стиль «био» значительно более сложный по пластике и геометрии. Как по силуэту, так и по объемному наполнению плоскостей поверхности всей формы кузова и отдельных его элементов. Углы сменились плавными радиусами, прямые линии – кривыми. Поверхность перестала делиться на отдельные фрагменты, а стала по пластике и в особенности геометрии почти единой. Благодаря этому стилю в образе МЛА с середины 80-х годов стали проявляться черты сходства с живой природой. В США этот стиль не имел особого успеха, хотя на Детройтском автосалоне были представлены концепткары, разработанные в данном стиле. Обращению к этому стилю способствовал новый, более высокий уровень аэродинамических исследований формы основных фирм-производителей МЛА. Значительным изменениям в данный период, по требованиям безопасности и развитию технологии в автомобильной электрике, подверглась форма передней части кузова. Были выработаны требования безопасного столкновения. Форма блоков передних фар и фонарей под воздействием стиля, не терпящего даже близко по геометрии к углу, стала намного измененной как по конструкции, так в особенности по своей форме, напоминающей глаза животных или сложные оптические приборы. Исследования данного стилевого периода проводились по дизайн-форме моделей МЛА: Volkswagen Passat, 1995 г., Mercedes C 320, 1999 г., Renault Megan, 1996 г. и особенно ярко выражающие данный стиль – Peugiot-106, 206 и 306, 1998-2000 гг. и другим. Пятый период развития – «революционный» (2000 г. – наст. время) Социальный заказ на форму любой вещи или комплекса вещей в виде потребительских предпочтений во многом зависит от социальной психологии. Одним из законов периодического изменения является моральное старение (процесс архаизации) формы и конструкции. Философы утверждают, что старение вещи и его формы начинается уже в тот момент, когда она еще новая находит своего потребителя. Психологический эффект новизны скоротечен и требует через некоторый промежуток времени замены чем-то равноценно новым и неожиданным. Это же периодически происходит с развитием (изменением) инновационной дизайн-формы МЛА. Чтобы быть новым, последующий стиль МЛА должен стать визуально контрастным предыдущему (противоположному, а не переходному) – «мягкому», «Био». Уже в 1994 году автомобильный дизайнер Патрик ле Кеман создает концептуальную модель «Рено Аргос». Только десять лет спустя этот стиль получил массовое признание. Начальная стадия (переходная) нового стиля получила всеощее обозначение как New Edgee – или «Новая линия или грань», разработанная итальянской фирмой Ghia и впервые предложенная в виде формы МЛА фирмой «Форд». Этот автомобильный стиль имеет следующие визуально-пластические и геометрические характеристики: силуэт стиля по характеру линии больше определяется художественной основой дизайн-формы, но уже в меньшей степени, чем в предыдущем стиле. Контурная линия по характеру определена пластикой в рамках данного стиля – геометрическими простыми линиями, берущими начало от окружности и прямой, которая обязательно дополняется острой кромкой сопряжений почти без радиуса. Площадь силуэта осталась почти прежней для всех классов автомобилей и типов кузовов. Это говорит о том, что влияние художественной основы на ин- новационную дизайн-форму автомо- биля в данный период времени стало основным, в отличие от технического. Форма передней части кузова стала более детерменирована требованиями безопасности (более скругленной и радиусной). Требования к конфигурации контура силуэта передней части формы кузова достаточно жестко стали определяться всеобщими международными правилами и от этого у некоторых моделей стали достаточно единообразными. В начале ХХI века (в связи с резким подорожанием бензина) коренные инженерно-конструкторские революционные изменения произошли в энергетическом комплексе автомобиля: были запущены в массовое производство автомобили с гибридной энергетической установкой. С новой силой общество обратило внимание и на постоянную альтернативу двигателям внутреннего сгорания – электрические аккумуляторы и топливные элементы. Но в этом случае до массового производства пока не дошло, хотя автомобильные фирмы уже договариваются об универсальной сети подзарядки для электромобилей по всему миру. В связи с революционными изменениями конструкции автомобиля, отраженной в компоновке, достаточно сильно меняются и ограничительные допуски для изменения габаритно-силуэтной (базовой) части формы МЛА. Но так как гибридные и электромобили в настоящее время не получили широкого распространения и являются достаточно редкими в общей массе обычных МЛА, то, по-видимому, замена существующей конструкции и формы предстоит уже в середине ХХI века. Очевидно, это произойдет после очередного всемирного топливного кризиса. В краткой истории развития МЛА от- слежена роль двух из трех основных составляющих участников создания конструкции и формы инновационного МЛА: инженерную (конкретно – через конструкцию формы и технологию массового производства под руководством экономики), а также социально-потребительскую, через маркетинг. Этой составляющей одинаково необходимы и эксплуатационные качества, напрямую зависящие от вида и класса автомобиля, его конструкции и качества изготовления, и потребительские качества, зависящие от дизайна и комфорта. Дизайн МЛА напрямую зависит от двух других составляющих и от развития художественно-промышленных канонов данного периода времени, а также концептуальных поисков формы последующих периодов времени.

Продолжение следует

Оставить комментарий