LADA XRAY с АМТ – комфортнее и мощнее!

LADA XRAY с АМТ – комфортнее и мощнее!
  • 11 июля в 17:26
  • 4
  • 5776
  • 0

Для того чтобы понять все тонкости этой трансмиссии, мы встретились с руководителем проекта АМТ Владимиром Петуниным и в беседе с ним задали ему вопросы и сверили свои ощущения.

ИСТОРИЯ – Началом истории или предыстории создания АМТ можно считать идею трех инициативных специалистов НТЦ (М. Вотинов, В. Петунин и С. Ищенко) модернизировать вазовскую механическую КП. Так появилась КП с современным верхним тяговым тросовым механизмом, и поэтому ушли в прошлое многие конструктивные недостатки, присущие КП с нижним тяговым приводом. А дальше само собой появилось желание довести дело до логического конца – автоматизировать эту модернизированную КП как одну из целей всего объема модернизации.

Проект разработки АМТ (автоматизированная механическая трансмиссия) для автомобилей LADA был начат в начале 2011 г. Это был период поиска принципиальных решений, поиск партнера для этого проекта. В итоге в качестве партнера была выбрана германская компания ZF Friedrichshafen AG и только со второй половины 2012 г. началась полномасштабная работа. Совместно с партнером были проработаны организационные вопросы, определены сроки реализации этого совместного проекта и проведены предварительные разработки. На этой стадии для комплекса работ по настройке трансмиссии договорились и о привлечении к нашему проекту еще одного германского участника – Porsche Engineering Services GmbH для настройки трансмиссии.

Примерно через два года, в сентябре 2014 г., была представлена LADA Priora с АМТ. Проект был реализован на автомобиле с модернизированным к тому времени двигателем 1,6 л (1,6-клапанным). В таком сочетании силовой агрегат и теперь серийно устанавливается практически на все модели LADA.

Если обратиться к мировой истории развития трансмиссий АМТ, то АМТ LADA – это уже примерно пятая генерация этой технологии. Все предыдущие генерации различных производителей были неуспешными. Однако потенциал АМТ очень высок и после разработки самых совершенных программ управления, охватывающих весь спектр эксплуатационных свойств современного автомобиля, стало возможным вывести на рынок данный продукт с самыми высокими показателями. Сейчас АМТ на автомобилях LADA, по признанию журналистов и экспертов ведущих автомобильных стран, одна из самых лучших в мире!

Проект АМТ LADA окончательно закрепил за АМТ самостоятельное направление в развитии автоматических трансмиссий различных типов (классический автомат, вариатор, DSG и др.).

– Далее АВТОВАЗ приступил к работе по расширению сферы применения АМТ, в частности к оснащению роботизированной трансмиссией нового вазовского двигателя 1,8 л. И это опять в известном смысле был вызов другим мировым разработчикам АМТ, до этого никто не применял АМТ на автомобилях такого класса с двигателем повышенной мощности. Была создана новая для этого силового агрегата программа, проведены точные настройки для согласования работы двигателя и трансмиссии. Эта работа уже не требовала таких трудозатрат, связанных с большим количеством поиска инженерных решений и большого количества испытаний для проверки работоспособности, как это было в рамках основного проекта. Здесь задача состояла в правильном применении уже готовых технических решений.

Несколько сложнее обстояло дело с применением АМТ на LADA Vesta и тем более на XRAY. Это связано с тем, что на этих автомобилях используется электронная архитектура Renault. При этом наша базовая вазовская КП и актуаторика (электромеханическое устройство управления процессами вкл./ выкл. сцепления) оставались неизменными. Единственное, что пришлось поменять, – передаточное отношение главной пары с 3,7 на 3,9 – опять-таки для автомобилей Vesta и XRAY.

АМТ – это МКП без педали сцепления и ручки переключения передачи

– Чтобы было понятно, как работает АМТ, в частности в автомобиле XRAY, чтобы многие вопросы, которые задают люди, поверхностно знакомые с темой, сами собой отпали, надо четко понимать, что такое АМТ и ее функциональные задачи. Многие вопросы «специалистов» связаны с тем, что они пытаются сравнивать нашу АМТ с классической автоматической КП или с роботизированной трансмиссией DSG c двумя сцеплениями. Это абсолютно некорректно! Главная функция АМТ – это автоматизация процесса переключения передач. АМТ – в сущности, та же самая механическая КП, используется то же самое сцепление и процесс переключения передачи, естественно, происходит с разрывом потока мощности. Вот этот момент разрыва потока мощности водитель и ощущает как некую задержку в переключении передачи. Но если бы «специалисты» вспомнили процесс переключения передачи на автомобиле с обычной МКП: выкл. сцепления левой ногой – выкл. передачи правой рукой – вкл. передачи – вкл. сцепления, то ощущение некой задержки в переключении передачи АМТ представилось бы как процесс, освобождающий водителя от необходимости работать в определенной последовательности левой ногой и правой рукой, а в конце еще и синхронно с педалью газа. И весь этот процесс манипуляций рукой и ногами укладывается в некую «задержку», занимающую времени гораздо меньше, чем требуется водителю на выполнение того же самого процесса.

Кроме того, АМТ позволяет иметь в автомобиле сразу две трансмиссии. Если не нравится, как управляет процессом переключения передач программа, или хочется большей динамики в управлении автомобилем, то в любой момент можно перейти на ручное переключение передач. При этом режиме управления АМТ еще и защищает трансмиссию от пиковых нагрузок (которые могут возникать из-за неоптимальных действий водителя), поскольку функция вкл. и выкл. сцепления по-прежнему остается за АМТ. Или если автомобиль только тронулся с места на первой передаче и водитель сразу пытается включить вторую – она не включится. Чтобы понять почему, вспомните этот процесс на автомобиле с обычной механической трансмиссией. Если включить вторую передачу не набрав определенной скорости (обороты двигателя), то мотор просто затрясется и заглохнет. Вот от этих ошибочных действий водителя система управления АМТ также защищает. Как следствие, значительно увеличивается ресурс силового агрегата.

– Почему автомобиль долго не переключается с первой на вторую или со второй на третью передачу, при этом сильно раскручивая обороты двигателя?

– Программа управления АМТ – это высочайший уровень разработки, за это смело могу ручаться. Система управления работой АМТ внимательно отслеживает работу педали газа. С какой скоростью водитель нажимает на педаль, как долго он удерживает ее в определенном положении, какую нагрузку в этот момент испытывает автомобиль и многое другое. Отсюда легко сделать вывод. Если водитель резко надавил на педаль, то управляющая программа воспринимает это как приказ на резкий старт и послушно его отрабатывает. А это возможно только раскручивая двигатель до повышенных оборотов на первой или второй передаче. Поэтому водитель слышит повышенный шум двигателя и удивляется, что это АМТ не переключает передачу. Кстати, даже в этом случае АМТ не позволит загнать стрелку тахометра в красную зону, а вовремя переключит передачу. Поэтому, если нет намерения резко стартовать, надо лишь плавно работать педалью газа и АМТ будет вовремя переключать передачи. Можно охарактеризовать две трансмиссии как режимы «комфортный» и «спортивный» и в зависимости от того, что вам нужно в данный момент, можно выбрать нужный режим.

– Если АМТ подстраивается под стиль вождения, то что будет, если после водителя (мужа) сядет за руль его жена?

– Автомобиль мгновенно перестраивается под стиль управления водителя. Ведь общение водителя с системой управления АМТ происходит только через педаль газа. И от того, какие сигналы будет получать система управления так она и будет отрабатывать их через свои исполнительные механизмы.

– Можно ли при старте с места сразу нажать педаль газа до упора? Как будет воспринимать это система управления и не вредит ли это автомобилю?

– АМТ воспримет это как команду на максимально возможное ускорение и будет это исполнять не доводя ситуацию до пробуксовки колес (зависит от состояния покрытия). Таким образом, мы имеем еще и антипробуксовочную систему.

– Какое влияние оказывает АМт на расход топлива?

– Благодаря своей уникальной программе управления АМТ работает всегда в наиболее оптимальном режиме. Этот оптимальный режим практически неспособен воспроизводить обычный или даже профессиональный водитель. Поэтому и расход топлива гарантированно ниже, чем у такого же автомобиля, но с обычной МКП. А топливная экономия по сравнению с некоторыми «автоматами» – двойная.

Для «специалистов» – они любят сравнивать АМТ с «автоматами», сравним и мы:

«Автомат»

– это технически сложный агрегат, у которого есть даже своя система охлаждения; большинство автомобильных брендов их даже не ремонтируют, а только меняют; еще сложнее обстоят дела c вариаторами и DSG;

– всегда расходует больше топлива, чем МКП;

– есть существенные ограничения по эксплуатации в режиме низких температур;

– дополнительная стоимость автомобиля с «автоматом» по сравнению с МКП будет составлять от 1000 до 1200 евро.

АМТ

– не требует обслуживания;

– расход топлива ниже, чем на таком же автомобиле с МКП;

– работает при супернизких температурах – испытано при -55 град.;

– дополнительная стоимость автомобиля по сравнению с таким же автомобилем с МКП будет примерно 20 000 руб.

И еще одна новинка ожидает тех, кто уже поверил в АМТ. «Специалисты» также любят задавать вопросы по поводу ползучего режима, который имеет автомобиль с «автоматом» для движении в пробках. Хотя это не вопрос к АМТ, вазовские специалисты сейчас над этим работают и скоро это функция будет добавлена к автомобилям с АМТ. При этом она будет реализована на программном уровне, а не как у «автоматов» за счет пробуксовки дисков сцепления, которые в этом случае имеют повышенный износ.

Беседу с руководителем проекта на АВТОВАЗе В. Петуниным провели

эксперты газеты «Семь Верст» В. Георгиевич, И. Бадаев

 

Оставить комментарий