Машины времени. Дизайн в современной автомобильной индустрии

Семь Верст» продолжают цикл публикаций в газете и на сайте материалов члена Союза дизайнеров России и ветерана «АВТОВАЗ» Зайцева С.А.

Машины времени.  Дизайн  в современной автомобильной индустрии

В этих публикациях мы рассказывали о легендарных личностях автогиганта, становлении отечественного автомобильного рынка, научных и технических разработках, заложивших основу школы российского автомобильного дизайна. В этой серии мы расскажем об основах теории дизайна автомобилей.

Развитие формы легкового автомобиля как единого процесса постоянного обновления предметного мира

Продолжение. Начало в №35-43 за 2014 год и в № 1-19 за 2015 год в №3-8 за 2016 год

IX этап

Последним стилевым направлением ХХ века и первым в начальный период ХХI века в формообразовании мирового МЛА стал стиль «техно». Социальный заказ на форму любой вещи или комплекса вещей во многом подчинен социальной психологии, одним из законов которой является закон морального старения формы (в первую очередь) и конструкции. Философы любят повторять, что старение (формы) вещи начинается уже в тот момент, когда она находит своего потребителя.

Психологический эффект новизны скоротечен и требует через некоторое время замены чем-то равноценно новым и неожиданным. Это же происходит и с развитием дизайн-формы МЛА – общество в последние десятилетия привыкло к постоянной смене некоторых атрибутов визуальной картины «стиля эпохи».

Чтобы быть новым, стиль МЛА должен стать визуально контрастным предыдущему – «био». В 1994 году автомобильный дизайнер Патрик Клеман создает концептуальный автомобиль Renault Argos. И после около десяти лет этот стиль был признан.

Первый период в новом стилевом направлении стал стиль New Edge, разработанный автомобильными дизайнерами фирмы Ghia Италия и впервые использованный европейским отделением фирмы Ford.

Силуэт стиля по характеру определяется в большей степени художественной основой дизайн-формы: контурная линия по характеру определена пластикой в рамкам данного стиля – геометрически простыми линиями, берущими начало от окружности и прямой, которая обязательно дополняется острой четкостью сопряжений почти без радиуса или без него. Площадь силуэта осталась прежней для всех классов автомобилей и типов кузовов. Это говорит о том, что влияние художественной основы на дизайн-форму автомобиля в данный исторический период времени в автомобильной культуре стало почти полным и основным.

Объемное пластическое и геометрическое единообразие плоскостей поверхности формы в целом и отдельных ее элементов можно охарактеризовать также как и характер контурных линий силуэта: геометрически просты и лаконичны по пластике и сложности выразительности художественных качеств.

Пластика формы, в особенности боковой и крышки капота двигателя, стала снова «граненой», как и в «бокс» стиле, но гораздо более усложненной, изящной и не слишком простой. Форма передней части кузова стала еще более детерминирована влиянием требований безопасности с пешеходом. Требования к конфигурации контура силуэта передней части формы кузова стали определяться по международным всеобщим правилам.

Элементы объемной геометрии и пластики элементов передней части формы кузова стали более простыми и объединенными: форма блоков фар стала несколько более простая по форме и уменьшенная по площади. Бампера в некоторых моделях объединены с решетками радиатора и передней частью поверхности крышки капота двигателя в единый элемент как по форме, так и по конструкции.

В плане углы передних частей кузова (линия бамперов) стали сложнее: появились скосы (изгибы) общей передней линии. Плоскости крышки капотов двигателя несколько усложнились по профилю (складка, стык плоскостей по оси симметрии или глубокое разделение общей плоскости на центральную часть и боковые, более низкие).

Массовое начало данного стилевого периода следует считать с созданием двух моделей фирмы «Форд» – «Ка» и «Фокус». Исследования стилевого направления проводились по моделям: «Опель Корса» 2003 г., «Форд Мондео» 2002 г. Ford Fusion (2007 г.) США, Nissan Primera 2003 г. и некоторым другим.

В классе внедорожников МЛА исторически заложено некоторое запаздывание по уже устоявшемуся некоторое время в основной массе класса В, С и А стилю в определенный период времени. Это подтверждает появление внедорожников Land Rover 3 и Range Rover с новой современной формой, великолепно выражающей как элементы коммуникативности фирменного стиля, так и наиболее современные черты стиля New Edge. Новый стиль настолько визуально отличался от двух предыдущих, что оказался решающим в некоторых ведущих фирмах автопроизводителей: они отважились на достаточно глубокий рестайлинг своего фирменного стиля. Это фирмы «БМВ», «Мерседес», «Сеат» и некоторые другие. Это выразилось в первую очередь в глубокой переработке фирменных атрибутов передней части формы и некоторых пропорций и фирменных традиций в геометрии плоскостей поверхности.

В результате исследования развития дизайн-формы МЛА с применением метода визуальной экстраполяции за почти вековой отрезок времени можно заметить, что характерной особенностью в изменении стиля дизайн-формы является постоянное движение с чередованием в определенном «коридоре» между двумя противоположными и контрастными в пластическом отношении полюсами: условно «жестким» (или строгим и простым по пластике – более плоскостным, кристаллообразным, граненым) и условно «мягким» (или скульптурным, «оплавленным», скругленным).

Эта закономерная ограниченность изменений, однако, не приводила в истории мировой автомобильной культуры к оскудению художественно-образных приемов в творчестве автомобильных дизайнеров: два совершенно различных по времени создания «жестких» стилевых периода в 20-30-х и в 60-70-х годах. Они настолько одинаковы по своей геометрической основе, насколько и совершенно различны по характеру образного решения и пластике.

А два периода «мягкого» направления в 40-50-е и в 90-е годы еще более достоверно подтверждают данную закономерность в развитии стилевой, ведущей стороны формы МЛА в истории мировой автомобильной культуры, с реальной возможностью предсказания повторения (на основе теоретического метода экстраполяции в прогнозировании) этой закономерности и в ХХI веке.

А три «переходных» периода, от условно «жесткого» к условно «мягкому» и наоборот, являются дополнительным аргументом полученной закономерности.

Применяя в будущем реально отработанные методики, основанные на методе исторической экс-траполяции периодичности изменения дизайн-формы МЛА, можно с достаточно высокой степенью точности (2-3 года) экстраполировать эволюцию развития направления стиля формы МЛА, конечно же только в случае аналогичного ХХ веку эволюционного развития и конструкции (а значит и силуэта) формы МЛА.

Линия «лидеры» относится к эволюционному развитию формы фирм-лидеров, «пионеров» генерации массовой новизны формы в мировой автомобильной культуре, с помощью собственных результатов «разведки» путем создания концепт-каров.

Линия «отстающие» условно демонстрирует тенденцию отставания в эволюции развития от общемировой (средняя непрерывная линия) и «лидеров» фирм-производителей МЛА использующих в основном не авторский метод генерации новизны стиля дизайн-формы, а прототипный (по существующим аналогам других фирм) при помощи негибких, устаревших технологий производства МЛА.

В начале 90-х годов, когда был задуман метод исторической экстраполяции стиля дизайн-формы МЛА, еще не было и признаков стиля «техно». В дальнейшем история развития формы МЛА сама практически подтвердила объективность существования закономерности периодической смены направлений стиля дизайн-формы с появлением данного стиля на рубеже веков, совпавшего с предсказанным.

Модель динамики эволюции мирового исторического процесса стилеобразования формы МЛА

Модель имеет две стороны: первую, качественную, раскрывающую закономерности изменения автомобильных стилей в мировой исторической эволюции развития формы МЛА. Вторую – количественную, позволяющую с достаточной точностью определять (применяя метод прогнозной экстраполяции) последующие стилистические этапы на глубину до 25 лет – до 2035 года). Обе стороны модели получили на основании исследований диссертации визуальные версии.

Качественная сторона модели определяет, что форма МЛА на всем протяжении истории развития автомобиля изменяется эволюционно и достаточно циклично (поэтапно). Стилистические изме- нения формы происходили в результате изменений каждого из факторов процесса стилеобразования, но в последнее время – в основном только двух: дизайна и маркетинга/потребителя.

Данные исследований позволяют вывести поэтапную закономерность смены одного из трех образно-стилевых направлений формы – «жесткого», отличительные признаки пластики и геометрии плоскостей поверхности, простота и граненость которого зафиксированы эволюцией в стиле 1 этапа – «начального и примитивного» (от 1905 до 1918 года), затем в стиле «бокс» (в 70-х годах) и в стиле «техно» в самом конце ХХ веке «Мягкое» образнотилевое направление, отличительные признаки пластики и геометрии плоскостей поверхности которого, сложность и закругленность переходов в эволюции представлено стилем «Стремлинг» в 30-40-е годы и стилем «био» в 90-е годы. Третьим образно-стилистическим направлением можно считать и переходный между первым и вторым направлением (и наоборот).

Согласно установленной в исследовании закономерности постоянного периодического в истории эволюции формы МЛА изменения стилистических направлений (от «жесткого» к «мягкому» и наоборот через переходные с помощью разработанной модели можно определить в любом из последующих до 2035 года образно-стилистических этапов характер направления стиля автомобильной формы МЛА: до 2014 года – «жесткое», до 2021 года – переходное-4, до2028 года – «мягкое» и до 2035 года – переходное-5.

Кроме того, анализ характера периодов исторической динамики постоянного периодического изменения (уменьшения) длительности этапов позволяет сделать вывод об исторических причинах данных изменений (после 6-го этапа на 5 лет, после 7-го этапа – на 3 года и, возможно, после 9-го этапа – на 1 год). Впоследствии продолжительность этапов до 2050 года должна оптимизироваться и остаться не более 7 лет.

По более пессимистическому прогнозу всеобщий ритм смены стиля МЛА может измениться в связи с мировым экономическим кризисом 2008 года, достаточно сильно повлиявшим и на развитие мировой автомобильной индустрии.

Продолжение следует

Оставить комментарий