Машины времени. Дизайн в современной автомобильной индустрии

Машины времени.  Дизайн  в современной автомобильной индустрии
  • 28 сентября в 12:13
  • 4
  • 1734
  • 0

Развитие формы легкового автомобиля как единого процесса постоянногог обновления предметного мира общества.

Продолжение. Начало в №35-43 за 2014 год и в № 1-19 за 2015 год в №3-8, 10 за 2016 год

Экспериментальное прогнозирование формы массовых легковых автомобилей (концептуальный автомобильный дизайн).

Прогноз (Prognosis греч.) – предвидение, предсказание о развитии чего-либо на определенных физических данных. Динамизм развития жизни общества будет возрастать и в дальнейшем – в ХХI веке. Специальные прогностические исследования оказываются в этой ситуации непременным условием прогрессивности развития общества.

Занимаясь только настоящим, можно в лучшем случае разглядеть лишь самый ближайший следующий шаг. Запросы дальнейших этапов оказываются при этом вне поля нашего зрения. Эмпирический путь частных, сиюминутных улучшений оказывается на поверку самым неэффективным. Теория «ближайшего шага» неоднократно обнаруживала свои негативные последствия.

Будущее невозможно механически вывести из настоящего. Без перспективных ориентиров не обойтись. Оптимальные направления дальнейшего развития можно определить лишь на основе специальных прогностических исследований.

Основой поискового прогнозирования служит экстраполяция в будущее тех закономерностей, устойчивость которых удалось установить в прошлом и настоящем. «Всякий прогноз по существу всегда начинается с экстраполяции, но завершается построением прогностической модели», – отмечал исследователь-прогнозист Бестужев-Лада.

Методы и процедуры, сформированные научным прогнозированием, активно внедряются во все сферы деятельности, в том числе и творческую. Необходимо совместными усилиями с архитектурой формировать свой собственный научнорогностический аппарат. На сегодняшний день в художественно проектной творческой профессиональной деятельности существуют как бы два прогностических слоя – исторически унаследованный интуитивный и вновь формируемый научный.

Во второй половине ХХ века именно в автомобильном дизайне появилось необычное для других пока еще видов дизайна направление – экспериментальный (прогнозный), концептуальный дизайн в виде сначала единичных образцов, а в настоящее время уже до нескольких десятков и сотен образцов ходовых или просто демонстрационных образцов только дизайн-формы концепт-каров в мировой автомобильной культуре ежегодно.

Автомобильный дизайн МЛА имеет в настоящее время две специфические ветви, закрепленные у ведущих зарубежных фирм в практической структуре дизайн-центров. Речь идет о естественном разделении единого процесса и вычленении двух его направлений, различных по своей специфике – виду проектирования, но единых по своему предмету – дизайн-форме.

Причиной начала этого разделения, произошедшего еще в конце 70-х – начале 80-х годов, стало усиление конкурентной борьбы на мировом автомобильном рынке и, как следствие, поиск выхода из этого положения через ускорение поиска креативной новизны путем увеличения объемов поисково- исследовательских работ.

Целью этих работ является экспериментальная наработка и проверка определенного объема идей, чаще всего выраженная в наиболее законченном виде – создании экспериментальных ходовых образцов: концепт-каров.

Смежная с дизайном область художественного проектирования – архитектура – уже с 30-х годов имеет подобное разделение: термин «экспериментальная архитектура» ввел еще Константин Мельников. Подобные определения необходимо ввести и в автомобильном дизайне.

Каковы же специфические отличия той ветви автомобильного дизайна, которую можно определить как экспериментальную? Известно, что форма МЛА создается при содействии нескольких моделей: основной – автомобильного дизайна, конструкторской, маркетинговой, производственно-технологической, эргономической, аэродинамической и экономической. Модель безопасности поделена между моделями инженерно-конструкторской и функционально-эргономической.

Одной из наиболее важных моделей в создании рыночной дизайн-формы является маркетинговая модель, в значительной мере определяющая социальную, в том числе и культурно-эстетическую, роль формы МЛА как наиболее активного элемента предметного мира общества и его художественной культуры. Этот фактор определяет степень пригодности в данный период времени художественно-проектных решений и степень разброса параметров остальных моделей.

Ведущим по созданию дизайн-формы МЛА является дизайн автомобилей. Он играет роль координатора и демонстратора достоинств и недостатков решений остальных моделей формы для визуальной оценки и анализа.

Следующим по важности в создании формы МЛА, определяющим МЛА, как вид техники и транспорта, является инженерно-конструкторский, т.е теоретический и практический инжиниринг. От его решений зависят эксплуатационные параметры автомобиля: управляемость, динамичность, безопасность, надежность и др.

Производственно-технологическая модель определяет вид производства и соответствующую ему технологию создания, а также определяемый ими набор материалов. Он определяет МЛА как вид промышленной продукции.

Модель аэродинамики во многом определяет специфику формы современного автомобиля. Она не столь жизненно важна как в авиации, но, тем не менее, является достаточно жестким ограничителем для решений формы автомобильного дизайна и инженерно-конструкторского обоснования.

В экспериментальном автомобильном дизайне взаимодействие этих факторов существенно отличается от другой ветви – коммерческого дизайна автомобилей. Главное отличие состоит в том, что в экспериментальном дизайне заказчиком новой формы новой формы опытного образца – концепт-кара – может быть любая из перечисленных моделей, а не только маркетинговая, как у коммерческой ветви автомобильного дизайна, которая является посредником и проводником автомобильного рынка определенного короткого периода времени (3-5 лет).

Многолетняя практика мировой автомобильной культуры свидетельствует, что все концепт-кары (дрим-кары и т.д.) построены на основе новаций в моделях формы инженерной конструкции автомобиля, его технологии, аэродинамики и даже маркетинга. Более того, известны случаи, когда единственной моделью, несущей новизну, являлся автомобильный дизайн.

История последних десятилетий мировой автомобильной культуры показывает, что удачные эксперименты, проведенные совместно на основе нескольких моделей формы в содружестве с маркетинговой, приводили к результатам, изменяющим даже само основание автомобильного рынка, т.е. к рождению новых видов и даже классов автомобилей и групп: минивэнов, пляжных родстеров, мини-спортивных автомобилей и др.

Все это, в том числе все возрастающая роль экспериментальной стороны на большинстве автомобильных салонов (в особенности Токийском и Детройтском), показывает, что движущей силой современного автомобильного дизайна все более становится его экспериментальная ветвь.

Своим динамичным развитием именно она диктует и устанавливает эстетические рамки, то есть культурно-художественные эталоны сегодняшнего и завтрашнего, а также частично и будущего мирового автомобильного рынка, раздвигает и изменяет их и в значительной мере мотивирует и питает своей новизной развитие коммерческой ветви автомобильного дизайна. А последняя выступает в конечном счете заказчиком будущих результатов работы экспериментальной ветви дизайна автомобилей.

Разработки экспериментального автомобильного дизайна показывают, насколько широки возможности обновления формы МЛА как в рамках вида, так и самого автомобильного дизайна, в преддверии все чаще предрекаемого единообразия (в период 80-90-х годов) проектных, конструкторских и технологических возможностей ХХI века.

Именно экспериментальный автомобильный дизайн выступает гарантом реальной возможности появления эстетически приемлемого варианта формы с индивидуализированными особенностями разновидностей МЛА для удовлетворения все возрастающих индивидуальных потребностей потребителей.

С другой стороны, только автомобильный экспериментальный дизайн обеспечивает ту необходимую творческую свободу, которой так не хватало всегда дизайну МЛА – этому самому свободному от различного рода детерминаций вида современного искусства.

Экспериментальный дизайн автомобилей с самого начала своего возникновения в 40-50 годы ХХ века имел одну цель – внесение в форму легкового автомобиля креативное художественное творческое начало – поиск существенной новины.

До этого периода поиском новизны формы МЛА занимались исследователи специалисты по инженерно-конструкторской модели формы. В основном они исследовали аэродинамические качества и другие конструктивные элементы формы автомобиля.

Этот период в экспериментальном дизайне автомобильной формы можно условно обозначить как «инженерно-исследовательский» или «начальный». Официально данный период начинается с 29 апреля 1899 года, когда на рекордном автомобиле (электромобиле, имеющем электрический привод), Камилла Дженатци достиг скорости более 100 км/ч.

Первые попытки создать необычный обтекаемый кузов автомобиля заключались в том, что формы, которые родились в других областях техники, были заимствованы в автомобилестроении. Использовались симметричные формы вращения из мореплавания и воздухоплавания. По сравнению с кузовами автомобилей того времени, форма которых перешла в основном из каретостроения, эти формы были прогрессом на пути к уменьшению сопротивления воздуха.

Другой автомобиль с обтекаемым кузовом – «Альфа Ромео» выпуска 1913 года – имел полностью закрытый кузов с совсем необычными для того периода времени элементами формы: передней части, задней части и, ко- нечно, объемной, подчиненной общей форме кузова, формой стекол, которые автомобильная массовая технология предложит МЛА только в 50-е годы.

Продолжение следует

Оставить комментарий