Как отнесётся Конституционный суд к учету износа при выплатах возмещения по ОСАГО?

Поводом для проведения слушаний стало обращение нескольких автовладельцев, заявивших, что суммы компенсации по ОСАГО, рассчитанной по ЕМ, не хватает на покрытие всех расходов, связанных с ремонтом авто

Как отнесётся Конституционный суд к учету износа при выплатах возмещения по ОСАГО?

13 февраля в Конституционном суде РФ прошли слушания о законности Единой методики определения расходов на восстановительный ремонт по ОСАГО (ЕМ), ряда положений Гражданского кодекса РФ, а также разъяснений Верховного суда РФ об учете износа деталей при определении стоимости ущерба пострадавшим в ДТП.

Поводом для проведения слушаний стало обращение нескольких автовладельцев, заявивших, что суммы компенсации по ОСАГО, рассчитанной по ЕМ, не хватает на покрытие всех расходов, связанных с ремонтом авто, так как в сегодня стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства определяется с учетом износа деталей. Таким образом, истцам пришлось доплачивать разницу между новыми деталями и деталями с учетом износа, соответственно, полного возмещения ущерба от страховых компаний они не получили.

Сегодня разработан ряд поправок к закону об ОСАГО, в числе которых – отмена учета износа деталей транспортного средства при оценке стоимости восстановительного ремонта, а также приоритет натурального возмещения над денежным. Поправки к законопроекту будут рассмотрены 1 апреля.

Вот как прокомментировал эти слушания Сергей Смирнов, редактор журнала «За Рулем!», юрист: «Как показывает моя практика, выплаты по ОСАГО на основании Единой методики уже сегодня в большинстве случаев позволяют полностью отремонтировать автомобиль и привести его в доаварийное состояние. Предлагаемые поправки позволят возместить ущерб полностью, а также практически полностью уберут схемы незаконного обогащения, которые сегодня практикуются мошенниками-автоюристами», - отмечает эксперт.

А вот комментарии Андрея Кинякина, партнера Akteon Strategy Consulting:

«…..Если КС признает ряд положений Гражданского кодекса РФ неконституционными, будет создан опасный прецедент. Во-вторых, это заметно повлияет как на практику как возмещения ущерба по ОСАГО, так и на оценку ущерба застрахованных авто при ДТП.

И речь в данном случае идет не только о том, что потребуется внесение поправок в ряд действующих НПА, пересмотр существующей единой методики оценки возмещения ущерба при ДТП. Самое главное: эта мера законсервирует негативные тенденции рынка ОСАГО последних лет.

В числе таковых – рост убыточности страховщиков и, как следствие, сокращение их присутствия на рынке (особенно в регионах) или и вовсе – их уход с рынка автострахования (особенно из сегмента ОСАГО), а также активизация деятельности автоюристов.

Во многом эти тенденции связаны между собой. Несмотря на то, что базовый тариф на ОСАГО пересматривался, сегодня он остается на относительно низком уровне и не может покрыть ту убыточность, которая возникает от деятельности автоюристов, особенно в ряде регионов.

Есть также риск того, что сохранится рост числа «липовых» аварий (по разным оценкам, за последние два года оно увеличилось в 1,5-7 раз), а также получение автоюристами 20% до 50% судебных выплат по искам к страховым компаниям, поданным страхователями.

Если КС удовлетворит требования истцов, последствия будут плачевными, и рынок может продолжить стагнацию, признаки которой налицо. В частности, число страховщиков, занимавшихся ОСАГО сократилось за время действия автогражданки почти втрое - с 200 до 70 компаний и ряд компаний продолжает сворачивать бизнес».

Оставить комментарий