Автомобиль LADA 4x4 (НИВА) – самое яркое событие в истории завода и автоиндустрии страны

Об удивительном, уникальном по своей конструкции и форме в мировой и отечественной истории автостроения автомобиле ВАЗ-2121 (НИВА) можно писать и вспоминать бесконечно.

Об удивительном, уникальном по своей конструкции и форме в мировой и отечественной истории автостроения автомобиле ВАЗ-2121 (НИВА) можно писать и вспоминать бесконечно. Он яркой кометой засверкал на мировом и отечественном рынках легковых автомобилей и прочно вошел в историю мирового и отечественного автостроения.

Создание и появление «Нивы» после начала массового производства с уникальными потребительскими качествами показало всему миру, что появилась еще одна автомобильная держава, способная самостоятельно, без помощи зарубежных конструкторов и дизайнеров создавать легковые внедорожники, оригинальные и уникальные на мировом рынке. Оригинальность «Нивы», как оказалось, самого высокого уровня: впервые в мировом автостроении был создан внедорожник сверхвысокой проходимости с несущим кузовом без рамы. Она явилась первым отечественным автомобилем, раздвинувшим монолитный рынок внедорожников, и образовала свой сектор малых безрамных внедорожников. Около четырех лет спустя вторым внедорожником в этом секторе стал японский «Судзуки-витара», т.е. Япония догоняла нас несколько лет после изучения нашей «Нивы».

Чем объяснить взлет столь небывало высокого интеллектуального уровня, неожиданного для развитых в автомобилестроении стран, который так и не смог повториться в полной мере в последующих моделях? Сейчас с расстояния стольких лет можно сказать, что, на мой взгляд, причин такого мощного и точного интеллектуального удара по «заказу» было несколько. Первой и самой главной причиной наверняка было то, что задание на полноприводный автомобиль для сельского хозяйства, причем такой, чтобы советский колхозник мог прямо с поля ехать в город, где бы он мог культурно отдыхать вместе со своей семьей, отстоял и утвердил в министерстве и правлении ВАЗа главный конструктор Владимир Сергеевич Соловьев (техсовет ВАЗа – август 1972 года). В этом суперспециалисте, по отзывам работников УГК ВАЗа, знавших его, был невероятный сплав огромного опыта (автомобили ГАЗ-21, ГАЗ-24, ГАЗ-13 «Чайка» и др.), профессионального энтузиазма автостроителя и умение работать с молодежью. Молодой коллектив под его руководством сумел создать и подготовить для массового производства легковой автомобиль с небывалой в то время в мировой практике конструкцией, несущим комфортабельным кузовом и платформой, обладающей подвеской, выдерживающей все тяжести самого «крутого» отечественного бездорожья. Кстати, концепция автомобиля ВАЗ-2121 «Нива», с небольшими изменениями, плавно перекочевала в ХХI век и частично на его преемника – ВАЗ-2123 (впоследствии «Шеви-Ниву»).

Именно такой автомобиль и нужен был СССР с его «направлениями» вместо дорог и сложным и непредсказуемым климатом, особенно зимой со снегом, и не учитываемым почти во всем автомире уровнем отрицательных температур. По зарубежным данным, в Канаде почти 50% легкового автопарка – полноприводники и почти 25% внедорожники. Климатические условия СССР (России) во многом схожи, но по бездорожью и холодам мы все-таки впереди. Только несколько недостатков автомобиля «Нива» уже позднее, в 90-х годах, поняли создатели: во-первых, необходимость создания не одного автомобиля, а семейства, во-вторых, передний привод был постоянным и не отключаемым. Это бы уменьшило шум и повысило экономичность. Работы над проектом автомобиля шли с 1972 года. В 1973 году с работой ознакомился министр автомобильной промышленности Тарасов. А в 1974 году Совет министров СССР утвердил перспективный план развития ВАЗа с официальным разрешением создать проект и начать производство автомобиля ВАЗ-2121. С самого начала работа пошла по прототипному варианту – за прямой аналог был взят тентовый открытый кузов основного вездехода СССР – УАЗ-69. Конструкторы спроектировали и быстро изготовили в УГК два опытных ходовых образца. Один из них был зеленого цвета, прозванный испытателями крокодилом за цвет и слишком простой дизайн, ведь конструкторы упражнялись в форме автомобиля сами, без дизайнеров. Это способствовало развитию профессионального автодизайна и впоследствии подняло престиж дизайнеров ВАЗа. Необходимо сказать, что школы отечественного авторского автодизайна в то время почти не существовало, все напрямую копировалось с зарубежных образцов и сверхредких новых легковых автомобилей отечественной разработки.

Параллельно с официальной версией автомобиля ВАЗ-2121 с открытым кузовом велась разработка, вначале даже в тайне от главного конструктора, оригинального полноценного с закрытым комфортабельным несущим кузовом группой молодых специалистов – дизайнеров и конструкторов кузовщиков. Именно этот вариант и был официально принят 20 мая 1972 года Техническим советом ВАЗа по предложению главного конструктора ВАЗа В.С. Соловьева, к большому неудовольствию консерваторов, и именно по этому внешнему виду с последующими небольшими изменениями мы и все связанные с автомиром на планете отличают «Ниву» от других автомобилей вот уже сорок лет.

Испытания автомобилей ВАЗ-2121 проводились с 1974 года. В феврале 1976 года к ХХV съезду КПСС была изготовлена опытная промышленная партия из 50 автомобилей. Промышленное производство автомобилей «Нива» ВАЗ-2121 началось в апреле 1977 года в корпусе 062. В 1979 году – 50 тысяч. В апреле 1980 года уже100 тысяч автомобилей. Почти все автомобили отправлялись за рубеж, т.к. довольно быстро выяснились небывалые возможности на бездорожье этого уникального автомобиля с повышенной безопасностью на удар (в особенности фронтальный, благодаря несущему кузову), да еще по цене ниже обычного зарубежного массового легкового автомобиля! За рубежом внедорожники всегда стоили в 1,5-2 раза дороже обычных массовых легковых автомобилей. За 16 лет к 1993 году ВАЗ выпустил миллион «Нив». В первые 5-7 лет успех «Нивы» на авторынке, в особенности на зарубежном, был ошеломляющим. Валютной выручки за продажу «Нивы» (тогда полностью перечислявшейся государству) хватило ВАЗу для закупки оборудования под первое в СССР переднеприводное семейство ВАЗ-2108, -09, -99, а также в значительной части создание завода грузовиков «КАМАЗ».

Авторы – проектировщики и испытатели – создатели этого уникального автомобиля до сих пор известны не все. Даже в связи со всеми юбилеями все время упоминаются только две фамилии – ведущий конструктор П.М.Прусов и ведущий дизайнер В. П. Семушкин. А создателей и испытателей этого уникального автомобиля и его кузова многие знают только в лице начальника отдела кузовов Л.И. Вихко. Об авторах шасси для истории почти ничего не известно. Огромную работу на опытных образцах и позднее проделали группа инженеров и водителей дорожных испытателей под руководством Вадима Александровича Котлярова. Именно благодаря им и были обнаружены уникальные способности «Нивы». Им помогли довести кузов в отделе стендовых испытаний: многолетний опыт и талант слесаря Кима Петровича Кукушкина (за одну последнюю ночь перед сдачей практически решившего сложнейшую инженерную задачу по укреплению самого слабого места кузова – арок переднего колеса усилителем упрощенной конфигурации).

Доподлинно известно, что дизайн кузова на профессионально высоком уровне (по признанию зарубежных экспертов) получился именно таким благодаря не только ведущему дизайнеру, но и умению и огромному опыту дизайнера модельщика, профессионального скульптора Ф.Х. Ганеева, ветерана фронтовика, обучившего целое поколение дизайнеров-модельщиков, создавших все последующие дизайн-формы автомобилей ВАЗ. Но даже ему, автору формы «Нивы», по превратности судьбы, не пришлось «оседлать» созданного им «коня», т.к. в то время свободной продажи в СССР «Нивы» не было.

Модернизация «Нивы» ВАЗ-2121 была проведена только в 1993 году частично: увеличена задняя дверь, новые задние фонари и интерьер. С 2005 года производство «Нивы» было резко снижено в связи с договором с GM и началом производства «Шеви-Нивы» – бывшей «Нивы»-2 (ВАЗ-2123). Название «Нивы» – ее основной бренд – было также передано по договору GM.

Но слава «Нивы» до сих пор небывалая для СССР и России: лишь несколько автомобилей массового производства удостаивались чести иметь всемирные клубы своих почитателей: Фольксваген «Жук», джип «Вранглер» и некоторые другие.

Вполне возможно, что в ближайшее время будет «продолжение в потомстве «Нивы» – об этом совсем недавно было сообщено пресс-центром АВТОВАЗа. В нем было сказано о том, что в компании идет формирование специальной группы автовазовских инженеров для развития проекта LADA 4x4 NG. Сейчас изучаются варианты выбора платформы для этого проекта.

Возможно, силовой агрегат LADA 4x4 будет размещаться как у большинства современных автомобилей класса 4x4/SUV поперек оси автомобиля. А двигатели рассматриваются по мощности до 200 л. с.

С. А. Зайцев,

член Союза дизайнеров России,

ветеран труда и ветеран ПАО «АВТОВАЗ»

Оставить комментарий