Формула успеха

Я очень уважал Алексея Васильевича Николаева, даже любил его как старшего брата, он был старше меня на 5 лет. У него многому можно было поучиться. Прежде всего высокой эффективности как руководителя, специалиста, скрупулезности, взвешенности во всех решениях, мудрости, дальновидности...

Формула успеха

Алексей Васильевич сыграл огромную роль в судьбе АВТОВАЗа. Он был в числе первой технической группы, которая поехала на ФИАТ. То есть он был одним из первопроходцев, который прошел все этапы создания завода: разработка технического проекта, подготовка технических заданий, изучение опыта ФИАТа, контрактация оборудования, его приемка, монтаж, наладка, выпуск первых двигателей...

Надо сказать, что Алексей Васильевич как специалист-зуборезчик проявил профессиональное чутье и закупил у малоизвестной фирмы «Либхер» оборудование, которое давало в два с половиной раза выше производительность по сравнению с тем, что предлагали нам на ФИАТе. Это целая история, как он настаивал на закупке этого оборудования. Время подтвердило правильность его решения. Оборудование «Либхер» до сих пор работает на заводе. То есть уже 47 лет.

Дальнейшая судьба Алексея Васильевича на заводе отражает то, как он быстро профессионально рос как руководитель. Ему Фаршатов и Поляков доверяли решение сложных возникающих проблем. Он был начальником цеха коробки перемены передач, начальником цеха Мотор-1, ремонтного цеха, затем секретарем парткома МСП, директором КВЦ, ДААЗа.

Тут особо надо отметить его заслуги в налаживании ремонта оборудования в МСП. Проблемы возникли, когда вышли на плановую производительность, нужно было во что бы то ни стало избегать простоев и поломок. Положение было тяжелое. Поляков послал меня,

Снегирева и Николаева в Турин для изучения опыта эксплуатации оборудования. Мы многое поняли, написали обстоятельные рекомендации, которые утвердил Поляков, но он потребовал с нас расписки, что мы гарантируем устойчивую и бесперебойную работу оборудования и устойчивый выпуск автомобилей. Расписки Поляков положил при нас в сейф.

Все новшества надо было внедрять в жизнь. Эту сложную задачу успешно решил Алексей Васильевич. Оборудование стало работать стабильно, и, значит, план в МСП всегда выполнялся. Затем опыт МСП был распространен на все производства АВТОВАЗа.

С годами Алексей Васильевич приобретал все больший авторитет на заводе. Как только генеральным директором стал Валентин Иванович Исаков, он сразу назначил Николаева своим первым заместителем, доверяя ему опять самые сложные вопросы завода. Потом и сам Алексей Васильевич стал генеральным директором завода в труднейшие 90-е годы. И снова сумел повести дело так, что АВТОВАЗ начал успешно работать, несмотря на всякие сложности с поставками комплектующих. Был же провал в проектной производиельности, удалось ее не только восстановить, но и увеличить. Автомобилей и машинокомплектов стали выпускать около миллиона.

Алексей Васильевич хорошо понимал, что надо заниматься непрерывным техническим развитием завода и выпускать новые модели автомобилей. Государство в этот момент уже завод не финансировало. А надо было выпускать семейство автомобиля ВАЗ-2110. Под руководством Николаева были преодолены все экономические и технические трудности. Десятый автомобиль был выпущен и стал настолько прибыльным, что спас финансово завод, да и укрепил его престиж.

Были громадные финансовые трудности с подготовкой производства автомобиля «Калина». Алексей Васильевич взял на себя ответственность и подписал контрактов на 200 миллионов долларов. Это было очень тяжелое, но спасительное решение. Был налажен строгий учет за расходованием всех средств на заводе, чтобы выкроить эти деньги. По сути, Николаев заложил основу успеха корпуса «Калины», который до сих пор считается самым современным, эффективным производством на заводе.

Надо сказать, что Николаев был любимцем и у рабочих, и у руководителей. Он знал и понимал всех, умел поддержать, вдохновить, защитить от несправедливых нападок, своих он не сдавал. Алексея Васильевича Николаева можно даже назвать народным генеральным, да так порой и называли, поэтому его на АВТОВАЗе никогда не забудут.

Николай Головко

Оставить комментарий