По дорогам Викингов. Норвегия и советский автопром.

Советские машины на норвежских просторах

По дорогам Викингов. Норвегия и советский автопром.

Горная дорога, Северная Норвегия (Blue Elf)

Пожалуй, самые распространенные ассоциации при упоминании о Норвегии – холодная страна викингов, с безумно красивыми горными ландшафтами и вкусной рыбой. Примерно так представляла себе эту страну в детстве и я, после того, как мой отец привез из долгой поездки много красивых фотографий и сувениров с красно-синим флагом. Можно сказать, что я влюбилась в Норвегию благодаря Волжскому автозаводу. В 1980 году «АвтоЛАДА» отправила группу специалистов (в составе которой был и мой отец, Юрий Корнилов) для обучения норвежских коллег ремонту и обслуживанию вазовских моделей.

Тогда я ещё не знала, что спустя 30 лет судьба всерьёз и надолго свяжет меня с этой страной. Теперь моя карьера далека от автомобильной журналистики, которой я занималась в России на протяжении 10 лет. В Норвегии мне пригодился мой российский педагогический диплом, я с удовольствием работаю с русскоязычными детьми в школах Бергена. Тем не менее, я решила написать специально для газеты «Семь Вёрст» немного об особенностях автомобильной жизни этой северной страны.

Горная дорога, центральная Норвегия (Aziz Nasuti)

Советские машины на норвежских просторах

Итак для начала – небольшой исторический экскурс. Многие норвежцы хорошо помнят те времена, когда советские машины были здесь не такой уж редкостью. Если местные жители меня спрашивают, откуда я родом, то я обычно отвечаю, что из Тольятти, «где делают «Ладу». И, как правило, мне понимающе кивают. Но до прихода вазовских моделей норвежский рынок успешно осваивали «Волги». Например, в конце 1950-х годов здесь имели большую популярность «Победа» и ГАЗ-21, каждое четвертое норвежское такси было горьковского производства. Не так уж мало было и «Москвичей», которые использовались коммунальными службами Осло вплоть до конца 80-х. Главная причина такого успеха заключалась в том, что норвежская крона была в те годы очень «слабой» (до открытия нефтяный месторождений и расцвета местной экономики оставалось пара десятков лет), поэтому дешевле было закупать машины из Советского Союза, нежели за «твёрдую» валюту в США или соседних европейских странах.

В 1971 году в Норвегии появилась первая тольяттинская модель, ВАЗ-21013, уходившая на экспорт под названием LADA-1200s. Ещё большую популярность приобрела LADA-1500s (экспортная «трёшка»), к 1974-му году её продажи исчислялись в четырехзначных числах. Никто не ожидал столь большого успеха русских машин на этом рынке, в отличие от «Волг» и «Москвичей», их приобретали уже частные владельцы. И в 1978 численность вазовских малолитражек на норвежских дорогах перевалила за 10 тысяч. Напомним, что население страны в те годы составляло около 4 миллионов человек (сейчас здесь проживает 5,2 миллиона).

Новый рекорд был достигнут в 1981-м году, когда «Нива» стремительно ворвалась на скандинавские просторы и заняла 3,5% норвежского рынка импортных автомобилей. Эта модель пришлась по душе многим любителям «off-road», она была будто специально создана для норвежского ландшафта. И до сих пор на местных дорогах можно встретить трёхдверные «Нивы». Например, на соседней улице живет один из фанатов русского внедорожника.

Так что не удивительно, когда норвежцы одобрительно кивают, услышав от меня такие слова, как «Lada» или «Niva». Возможно, приятные ассоциации у них возникают и благодаря символу с ладьёй, напоминающей корабль викингов. Между нашими странами тесные связи существовали испокон веков.

Ирина Корнилова-Халворсен,

специально для газеты «Семь Вёрст»

Оставить комментарий