Суровый "Северный путь"

Автомобильная Норвегия, по дорогам Викингов (продолжение)

Суровый

"Дорога троллей" (Chell Hill)

Своей красотой и уникальным ландшафтом Норвегия обязана ледниковому периоду, который превратил вековые скалы западного побережья в умопомрачительной красоты фьорды. Однако в качестве расплаты массы ледника унесли с собой плодородные почвы. Норвежцам и по сей день приходится отвоевывать у гор землю, для того чтобы вырастить небогатый урожай, построить новые жилища или проложить дороги. Помните советсконорвежский фильм «И на камнях растут деревья»? Так вот, это не метафора, так и есть на самом деле: пригодных для сельского хозяйства земель тут всего 3%.

Мост через Lysefjorden, Южная Норвегия (Fotokn)

На востоке страны есть равнинные территории, но большую часть Норвегии занимают все-таки горные массивы. Именно поэтому здесь так много узких горных дорог, которые периодически закрывают из-за каменных обвалов. Материковую часть и многочисленные острова соединяют небольшие паромы, рассчитанные на перевозку в том числе автобусов и фур. Они являются частью дорожной системы Норвегии, и без них многие удаленные населенные пункты были бы просто недоступны.

Корабль Hurtigruten, курсирующий между Бергеном и Киркинесом (Blue Elf)

Даже на материке встречаются такие места, которые окружены со всех сторон высокими горами, и поэтому водный путь – единственная связующая «ниточка» с цивилизацией. Когда есть возможность, норвежцы строят мосты взамен паромов. При этом государство нашло разумный способ окупать серьезные затраты на строительство. Проезд по новому мосту платный: электронная система с помощью специального устройства и камер фиксирует автомобиль, и вскоре владелец получает по почте счет. Но как только собрана определенная сумма, потраченная на строительство, это устройство демонтируется и проезд становится бесплатным.

Знаменитая Атлантическая дорога (Arno van den Tillaart)

Платные норвежские дороги – это особая тема, к которой мы еще вернемся. Иногда самый «простой» способ преодолеть высоченные горы – это пробурить сквозь них длинные тоннели. В этом норвежцы большие мастера! На сегодняшний день построено более тысячи тоннелей общей протяженностью 800 км. Самый длинный автомобильный тоннель в мире находится именно в Норвегии и является частью трассы Е16 между Осло и Бергеном. Это гигантское сооружение длиной 24,5 км великолепно также и благодаря особому внутреннему освещению. Но для тех, кому такая трансгорная поездка покажется слишком утомительной, здесь предусмотрены четыре искусственные пещеры с небольшими площадками для короткого отдыха.

Строительство моста через Fedafjorden (Terje Viken)

Много здесь и подводных тоннелей. Такая поездка очень впечатляет, когда видишь указатели глубины и представляешь, какая масса морской воды у тебя над головой... Кстати, сейчас идет работа над еще одним необычным проектом – в следующем году норвежцы начнут строительство первого в мире тоннеля для кораблей ради сокращения дистанции в лабиринте многочисленных островов. Это необычное сооружение пройдет сквозь остров Стад, высота составит 49 метров, ширина – 36 метров, а длина – 1700 м. Несомненно, такой тоннель станет еще одной туристической достопримечательностью Норвегии.

Туман над мостом Sandnessund, Тромсё (Bernt Sønvisen)

Как видите, государству приходится вкладывать солидные средства для преодоления необычных природных условий. Однако справедливости ради надо сказать, что на матушку-природу жителям королевства грех жаловаться: теплое течение Гольфстрим смягчает климат вдоль побережья. Суровые холода здесь довольно редки (если не считать Заполярья), а типичная зима на юге и западе страны напоминает питерскую – дождливая слякоть при +10. Но главный бонус от природы норвежцы получили в 60-70- х годах прошлого столетия, когда в Северном море были обнаружены солидные нефтяные месторождения. Этот подарок судьбы позволил северной стране превратиться из «золушки» в одну из самых богатых стран мира. Так что теперь здесь есть на что строить новые дороги и супертоннели.

Ирина Корнилова -Халворсен специально для газеты "Семь Верст"

Оставить комментарий