Для тех кто не за рулём в Норвегии

Автомобильная Норвегия, по дорогам Викингов (продолжение)

Для тех кто не за рулём в Норвегии

В последние годы норвежские власти пытаются различными способами убедить граждан, что автотранспорт – это не самый лучший способ передвижения. Во главу угла ставится прежде всего экология. И в этом нет ничего странного: уникальные природные условия привлека- ют сюда массу туристов со всех концов света, норвежцы стараются поддерживать и развивать этот ресурс, ведь нефтяные запасы не бесконечны. Ну и, конечно же, здоровье населения также немаловажный фактор.

По продолжительности жизни Королевство Норвегия входит в европейскую десятку. Сегодня под «зелеными» лозунгами реализуется много разных проектов, некоторые из них принимают довольно радикальные формы и весьма противоречивы. Во-первых, муниципалитеты ратуют за то, чтобы жители крупных городов пересаживались на общественный транспорт – автобусы и трамваи. Но при этом цены на билеты постоянно повышаются. Например, в Бергене один билет стоит 37 крон (примерно 260 руб.), месячный проездной – 810 крон (ок. 5800 руб.). Раньше можно было приобрести билеты со скидкой через мобильное приложение, сейчас эту льготу отменили.

Политики мотивируют людей ездить на работу не в одиночку, а совместно, например с соседями (если им, разумеется, по пути). Такие «укомплектованные» машины могут ехать по специальной полосе, предназначенной для общественного транспорта и такси. Но большой популярностью эта идея не пользуется. Кстати, не так давно полиция серьезно оштрафовала одного умника, который вез на пассажирском сиденье одетый манекен. Видимо, у находчивого норвежца не нашлось попутчика в тот день, а побыстрее добраться до работы очень хотелось.

Несколько лет назад в Бергене (это второй по величине город королевства) построили линию так называемого bybanen, который представляет собой нечто среднее между трамваем и наземным метрополитеном. Этот новый вид общественного транспорта пришелся по душе жителям Бергена – несколько вагонов вмещают довольно много пассажиров, а в час пик bybanen ходит каждые 5 минут (в остальное время – каждые 15 минут). Эта первая ветка постепенно соединила центр города и аэропорт. Сейчас начались работы по строительству второй линии, которая изначально в генеральном плане стояла третьей по счету. А причина тому – деньги и историческое наследие. Дело в том, что бергенские политики и группы энтузиастов разделились на два лагеря, когда встал вопрос, прокладывать ли bybanen через историческую часть города. Противники этого проекта считают, что такой вид рельсового транспорта может стать разрушительным для знаменитой набережной Bryggen. Здесь расположены деревянные дома 17-го века, «живые» свидетели Ганзиатского торгового союза (в одном из зданий находится одноименный музей с уникальными средневековыми экспонатами). Скорее всего, рельсы все-таки проложат в другой части этого района, тем самым частично превратив bybanen в подземный метрополитен.

И, тем не менее, водители Бергена не торопятся пересесть с личных авто на общественный транспорт. Одна из причин заключается в том, что бóльшая часть населения живет в удаленных (как правило – горных) районах. Отвозить детей в сады и школы, а потом ехать на работу на другой конец города гораздо удобнее на машине – ни автобусы, ни bybanen пока не могут предложить адекватной альтернативы Общественный транспорт пока идеален только для тех, кто работает в центре или прилегающих к нему районах

Ирина Корнилова-Халворсен, специально для газеты "Семь Верст"

Оставить комментарий