Автомобильная Норвегия

Пожалуй, самые распространенные ассоциации при упоминании о Норвегии – холодная страна викингов с безумно красивыми горными ландшафтами и вкусной рыбой. Примерно так представляла себе эту страну в детстве и я, после того, как мой отец привез из долгой поездки много красивых фотографий и сувениров с красно-синим флагом. Можно сказать, что я влюбилась в Норвегию благодаря Волжскому автозаводу. В 1980 году «АвтоЛАДА» отправила группу специалистов (в составе которой был и мой отец Юрий Корнилов) для обучения норвежских коллег ремонту и обслуживанию вазовских моделей. Окончание, начало в №2 и №3 2018 г.

Автомобильная Норвегия

По дорогам Викингов

Тогда я ещё не знала, что спустя 30 лет судьба всерьез и надолго свяжет меня с этой страной. Теперь моя карьера далека от автомобильной журналистики, которой я занималась в России на протяжении 10 лет. В Норвегии мне пригодился мой российский педагогический диплом, я с удовольствием работаю с русскоязычными детьми в школах Бергена. Тем не менее я решила написать специально для газеты «Семь Верст» немного об особенностях автомобильной жизни этой северной страны.

Электрический бум

Довольно любопытная ситуация складывается с «Теслой». Смею предположить, что в Норвегии эти машины продаются лучше всего в Европе. Они расходятся как горячие пирожки, несмотря на нескромные цены от 70 до 130 тысяч евро. Не смущает покупателей даже тот факт, что будущие владельцы элитной техники должны оплатить солидную госпошлину, от которой освобождены покупатели остальных электромобилей. Так велико желание приобщиться к технологиям будущего! Судя по всему, «Тесла» по карману не только толстосумам – из моих знакомых, к примеру, эту топовую модель недавно приобрели строитель и зубной врач. По работе я часто езжу по разным учебным заведениям, и видеть на школьной парковке одну-две «Теслы» совсем не в диковинку. То есть эту машину могут себе позволить даже учителя. В долгосрочный кредит, разумеется, а не с отпускных.

В прошлом году наша семья тоже обзавелась электромобилем. Поначалу мы как-то скептически относились к таким машинам, они казались какими-то несерьезными, «ненастоящими». Но к решению влиться в ряды любителей экологически чистого транспорта нас невольно подтолкнул (в прямом смысле этого слова) 19-летний водитель самосвала. Перестраиваясь в правый ряд, он не заметил меня и легким движением за считаные секунды изрядно помял нашу «Тойоту» со всех сторон. Машину было проще сдать на металлолом, чем восстановить. Именно поэтому в срочном порядке (поскольку моя работа связана с постоянными разъездами) нам пришлось принять решение, что именно придет на смену несчастной «Тойоте». Я слышала хорошие отзывы о Kia Soul Electric, а автосалон находился неподалеку от дома. Небольшой тест-драйв, красноречивые дифирамбы опытного консультанта – и мы не смогли устоять.

На этом кроссовере ездим уже почти год и до сих пор удивляемся, почему мы не купили такую машину раньше?! Все в ней радует: стильный дизайн в чернокрасном варианте, высокая посадка, прекрасные динамические и ходовые качества, вместительный салон, да и багажник не так уж мал, как кажется на первый взгляд.

А также масса электроники, облегчающей жизнь даже довольно искушенного автовладельца: навигатор, парктроник, камера заднего вида, круиз-контроль, голосовой набор, многочисленные датчики и даже обогрев руля и охлаждение сидений. Потребовалось немало времени для того, чтобы разобраться со всеми электронными примочками. Зимой мы особенно оценили программируемый обогрев салона, главное в этом деле – с вечера не забыть подключить машину к розетке.

Когда среди владельцев электромобилей заходит разговор, какая модель лучше, как правило, главным аргументом выступает запас хода. В этом смысле Kia Soul Electric – крепкий середнячок, батарея позволяет проехать без зарядки около 180 км (зимой – около 130). Однако могу сказать, что этого вполне достаточно даже при моей работе, когда нужно за день добраться до нескольких школ в разных районах города. Заряжать машину приходится примерно через день-два. На семейном бюджете это практически не сказывается: счета за электричество никак существенно не изменились. Если мне срочно надо зарядить машину в течение дня, еду на одну из специальных станций, и за 20-30 минут батарея полностью заряжена. Это, конечно, подороже, чем заряжать машину дома (кстати, от обычной розетки Kia заряжается «под завязку» за 10 часов), но это смехотворные суммы по сравнению с тем, что я тратила раньше на бензин.

Кстати, один из несомненных плюсов электромобилей – их способность подзаряжаться во время торможения (так называемая рекуперация энергии). Эта функция очень удобна, когда ползешь в пробке либо едешь с горы или спускаешься в морском тоннеле. То есть, потратив 2-3 «электронных» километра на подъем в гору, примерно столько же восполняется при спуске, но только если коробка-автомат стоит в режиме «B» («battery»). Получается, что поездку через небольшую гору ты преодолеваешь, в принципе, «бесплатно».

В навигатор встроена специальная функция, которая очерчивает на карте круг и тем самым демонстрирует, как далеко можно уехать при имеющейся зарядке батареи и при включенных в данный момент электроприборах. Также есть возможность найти на карте по GPS ближайшие зарядные станции.

Одним словом, пользоваться такой машиной – одно удовольствие. А 7-летняя гарантия – еще одно немаловажное преимущество. Единственный недостаток электромобиля, на мой взгляд, бесшумность. Пешеходы просто не слышат приближающийся сзади электрокар, приходится быть особенно осторожным в таких ситуациях.

Отдельно стоит сказать несколько слов и о гибридных моделях, которых на норвежских дорогах становится все больше. Это прекрасная альтернатива как обычным машинам, так и электромобилям. С одной стороны, они могут ездить на горючем, но при этом заряжаться от обычной розетки. Тем, кто предпочитает дальние поездки в такие места, где зарядных станций пока нет (например, в горные районы), это самый оптимальный вариант. Единственный минус для владельцев таких машин – для них нет привилегий и бонусов как для электрокаров, поскольку они приравниваются к обычным автомобилям.

В качестве заключения можно сказать, что задача, которую поставило перед собой норвежское правительство относительно улучшения экологии в стране к 2025 году, на самом деле вполне реализуема. Автомобили с нулевым выхлопом пользуются огромной популярностью, они становятся дешевле и технически более совершенными. Норвегии не настолько болезненно переходить на электрический транспорт по сравнению с другими европейскими странами. Во-первых, здесь нет автоиндустрии, зависящей от производства двигателей. И, во-вторых, электроэнергия здесь довольно дешевая благодаря обильным дождям и многочисленным горным водопадам. А уж насколько охотно, в конце концов, откажутся владельцы дизельных машин от своих «железных коней» – покажет время.

Ирина Корнилова-Халворсен специально для газеты «Семь Верст»

 

Оставить комментарий