ХХI век в разработках легковых электромобилей УГК-НТЦ АВТОВАЗа 1970 – 80 годов

Продолжение, начало в №5 2018 года

В настоящее время в центральных СМИ АВТОВАЗ почти всегда изображается убогим, несовременным с самого начала, способным массово производить только устаревшие морально и конструктивно зарубежные и собственные массовые легковые автомобили невысокого качества.

ХХI век в разработках легковых электромобилей УГК-НТЦ АВТОВАЗа 1970 – 80 годов

Эскиз концептуального легкового электромобиля (прообраз семейства концептуальных автомобилей МИФ)

Настало время раскрыть неизвестное – предложенную дизайн-КБ программу разработки ряда моделей легковых электромобилей различного назначения. Полная графическая версия программы не сохранилась. Но сохранились только фрагмент программы и множество эскизов проведенной научноисследовательской работы по легковым пассажирским электромобилям. (рис.).

Эскиз программы по легковым электромобилям. Рассматривались три уровня пассажирских легковых электромобилей:

  1. уровень – класс мини-электромобилей (габариты – 2200/1500/1450 мм) 2-местных для служебных целей (медицинское обслуживание, служба быта, связь и др.), а также для молодежного пассажира и пожилого (легкость управления и обслуживания).

Эскизы легковых электромобилей класса мини.

2. уровень – пассажирские электромобили малого класса (3300/1600/1450мм) 4-местных для массового проката в экскурсионно-прогулочных целях на выставках, зонах отдыха (в будущем – в центрах мегаполисов) и др.

3. уровень – семейство универсальных комфортабельных многоцелевых пассажирских электромобилей на 4-5 мест с трансформируемой базой (2100 и 2400 мм) и габаритами:

А. 2900/1600/1700 мм для личного пользования;

Б. 3300/1600/1700 мм для служебного пользования, также 4-5 мест и багаж.

В. 3700/1600/1700 мм 4-5 мест и различные варианты планировки интерьера: для специального пользования (медобслуживание, грузопассажирский вариант, измерительные лаборатории различного типа и др.).

Универсальный легковой многоцелевой электромобиль, вид спереди.

В разработке были использованы различные методы: графический – дизайн-метод сценографии использования, «взрыв-схема» возможной деталировки моделей (конструкция стального или алюминиевого каркаса с облегченными деталями кузова из пластиков и композитов (гораздо раньше первого концепт-кара ВАЗа – «ГНОМ»). (рис.)

«Взрыв-схема» сборки кузова универсального легкового электромобиля, фрагмент.

4. уровень – предлагался «скоростнойпрогулочный «пассажирский вариант легкового электромобиля. Габариты не сохранились, но сохранились эскизы с различной компоновкой аккумуляторов (обычной – впереди и сзади, а также посередине кузова – «тоннельной»), позволяющими представить возможности модели хотя бы визуально. (рис.).

Сравнительная схема универсального и скоростного электромобилей.

Дизайн-форма электромобилей в то время была чем-то фантастическим, не поддающимся критериям автомобильного рыночного дизайна. Поэтому можно было фантазировать достаточно раскрепощенно. Это помогло в последующем в разработках по прогнозному формообразованию концепт-каров обычных массовых легковых автомобилей.

Скоростной электромобиль. Вид спереди.

Скоростной электромобиль. Вид сзади.

После перехода начальника конструкторского отдела электромобилей УГК (затем НТЦ) С. Усова на другую работу, который был сторонником необычных форм пассажирских легковых электромобилей, так и всей программы легковых электромобилей, программа разработки электромобилей была сокращена и оставлена только ее часть по коммерческим малотоннажным грузовым электромобилям.

Последней разработкой электромобиля со специальным кузовом была модель под девизом «РАПАН» в 1995 г. (после смены руководства НТЦ и Дизайн-центра). Форму разработала группа дизайнеров под руководством В. Плешанова. Она была показана после окончания и доводки в 1998 г. в Париже и была отмечена по дизайну как концепт-кар.

Впоследствии появилось несколько легковых электромобилей с автомобильными кузовами «ГНОМ» и др. Они завоевали за рубежом несколько призов. Но была небольшая хитрость с аккумуляторами: после «раскрытия» оборонки в 90-е годы ВАЗ приобрел очень дорогие серебряные аккумуляторы. При пересечении границы их записали как никелькадмиевые (серебро вывозить за рубеж не разрешалось). Качественные показатели серебряных аккумуляторов намного выше обычных, отсюда многие победы.

С 1974 года велись и довольно успешно разработки гибридных легковых автомобилей: с использованием ДВС РПД с постоянным режимом работы для зарядки аккумуляторов и электродвигателем. Испытания показали отличные результаты. Но со смертью главного конструктора В.С. Соловьева программа была закрыта в 1975 г. В 2000 гг. она была возобновлена, но в связи с недостаточно высокими достижениями по данной тематике и тяжелым экономическим положением НТЦ и АВТОВАЗа – прекращена.

КБ дизайна электромобилей существовало до 2000 гг. в отделе «Дизайн товаров широкого потребления»

Теперь уже можно подвести небольшие итоги вышесказанного: при достаточно взвешенном научном прогнозировании рынка автомобилей будущего АВТОВАЗ ХХI в., имевший к этому времени многолетний опыт разработки реальных электромобилей различного назначения, вполне мог бы и сейчас быть заметным игроком на мировом рынке массовых гибридных автомобилей и электромобилей, по конструкции и дизайну уровень которых был бы не хуже зарубежных.

Член Союза дизайнеров России,
ветеран труда,
ветеран ПАО «АВТОВАЗ»
С.А. Зайцев

 

Оставить комментарий