Мужской тест-драйв раллийной LADA 4х4 CNG

LADA 4х4 CNG – детище тольяттинской группы компаний «Альтернативные Топливные Системы» (ГК «АТС»). Она была построена в 2017 году в единственном экземпляре для команды «ATC Racing Team»

Мужской тест-драйв раллийной LADA 4х4 CNG
Каждую минуту в России продается 4 автомобиля. Конвейер массового производства обезличил все серийные машины, и как результат, найти сегодня что-то выдающееся и по-настоящему откровенное, увы, практически невозможно. Автомобили стали стерильными – рассчитанные на массового потребителя. С одной стороны, это хорошо, т.к. каждый может найти относительно недорогой и приблизительно тот автомобиль, который ему нужен. Но с другой стороны, теряется индивидуальность, которую большинство автовладельцев приобретают за свой счет потом в процессе эксплуатации машины.
Года 4 назад меня поразил тот факт, что практически все новые автомобили, независимо от класса или стоимости, практически одинаковые. Эйфория угодить всем и сразу настолько вскружила голову автопроизводителям, что никто и не заметил, как авторынок стал предлагать по сути, один и тот же автомобиль, но под разными брендами.
К счастью, это не относится к LADA 4х4 CNG.

Рождена в Тольятти
LADA 4х4 CNG – детище тольяттинской группы компаний «Альтернативные Топливные Системы» (ГК «АТС»). Она была построена в 2017 году в единственном экземпляре для команды «ATC Racing Team». Однако, установленное на ней ГБО (газовое оборудование) — совершенно «гражданское», баллон китайской фирмы Sinoma, как у Весты. Авто оснащен 90-литровым баллоном, вмещающим до 20 кубометров метана. Даже в «боевом» режиме он обеспечивает запас хода свыше 300 километров – примерная протяженность этапов в российских ралли-рейдах. При цене 14 рублей за кубометр метана, полная заправка такой Нивы обойдется в 269 рублей и 0,8 копеек. Мы проверяли. К счастью, в Тольятти на тот момент оказалось целых 3 метановых заправки.

Попытка влезть в салон
Боевая раскраска и внедорожные шины привлекают внимание к 4х4 CNG на дороге. Однако забраться в нее сможет далеко не каждый. Как показала практика, люди с ростом до 175 см без каких-либо проблем пролазят между каркасом и порогом. Однако все, кто ниже 170 см, не смогут с комфортом разместиться в гоночном кресле и достать до педалей. Установка каркаса и спортивных «ковшей» жёстко регламентирована. Участие в ралли-рейдах требует самоконтроля и жёсткой диеты. Без хорошей физической подготовки 7-ми часовой марафон по бездорожью в гоночной машине выдержать просто невозможно. Поэтому, о сладком и мороженном пилотам лучше забыть, хотя бы на период гонок.
В салоне стоит омологированный каркас безопасности. В ногах у пассажира (штурмана) красуется огнетушитель. Вместо обычных сидений стоят гоночные ковши фирмы OMP и 4х-тотечные ремни той же фирмы. Чтобы тронуться с места нужно включить массу, щелкнуть рычажком зажигания и завести автомобиль с кнопки. Принцип работы коробки передач, как и рычагов раздатки остался таким же, но есть подозрения, что коробку доработали – слишком легко и быстро переключаются передачи.
Ни сиденья, ни руль не регулируются. Все настроено под одного пилота, который, возможно, является большим меломаном, т.к. в салоне установлена магнитола и две колонки. Мы не рискнули тестировать качество звука – звук выхлопа стал для нас лучшей песней 2018 года.
Серийный бензобак удалось сохранить в первозданном виде: штатные 42 литра используются в качестве резервного хранилища для топлива. А сразу за «крестом» каркаса безопасности, за спинами экипажа, расположен основной резервуар — металлокомпозитный баллон с компримированным метаном.
Перед каждой гонкой организаторы дают всем экипажам GPS-маячки, которые помогают отследить в режиме реального времени все команды и в случае поломки одной из машин – оперативно выслать службу техподдержки.

Как едет
По динамике внедорожник не уступает бензиновой версии. Заводится автомобиль на бензине и после прогрева автоматически переключается на газ. В городе особенного превосходства над остальными не ощущаешь. Но стоит только въехать на бездорожье, как сразу раскрывается весь потенциал 4х4 CNG. Любое направление становится дорогой.
Двойные амортизаторы отлично гасят все неровности, а на «волнистой» дороге нет и намека на раскачку. Трудно сказать, отрывались ли колеса на скоростном участке от земли, но дорогу машина держала изумительно.
Во время тест-драйва шел проливной дождь. Оператору такие условия не понравились. Но пилот сиял от счастья. Прохождение разбитой дороги с глубокой колеёй в открытом поле, где оператор чуть не утонул в грязи, для 4х4 CNG не составила труда – автомобиль не забуксовал даже на повышенной передаче. Видимо, в окрестностях Тольятти очень мало мест, где можно застрять на 4х4 CNG.

Заглянули под капот
Автомобиль практически ничем не отличается от бензиновых собратьев. На нем установлена главная пара 4.3 и самоблокирующийся дифференциал спереди и сзади от компании «Вал-Рейсинг».
Вместо каждого стандартного амортизатора установлено по два газовых однотрубника Kayaba Ultra SR (амортизаторы с выносном бачком запрещены техрегламентом), задний мост и лонжероны имеют внушительное усиление.
28 февраля 2018 года комитет Российской Автомобильной Федерации (РАФ) ввел новые технические изменения в регламент, которые запрещают так или иначе форсировать двигатель. Поэтому, двигатель 4х4 CNG можно назвать стоковым, но с небольшими доработками: проточка входа/выхода впускных и выпускных коллекторов.

В чем смысл проекта?
Для группы «АТС» техника для гонок — совершенно новое направление. Начав несколько лет назад с переоборудования автомобилей под пропан-бутановые смеси, «АТС» стала партнером АВТОВАЗа по проектам «Веста CNG» и «Ларгус CNG». А поскольку за метановыми автомобилями закрепились стереотипы о ненадежности и небезопасности (да еще и мощность падает), в группе компаний предприняли попытку опровергнуть их через участие в гонках.
Интерес к соревнованиям в принципе повышается, если в нем участвуют автомобили с битопливными двигателями — они всё еще воспринимаются как диковинка. Даже РАФ еще не выработала четкого технического регламента к допуску таких машин к соревнованиям. А ведь кроме рекламного «выхлопа» есть и чисто инженерный: рожденные в гонках удачные решения (калибровки ЭБУ, например) транслируют на «гражданский сектор» — в работу с той же Вестой и Ларгусом.
«Главная наша задача — доказать, что метан — это экологично, экономично и безопасно. Поскольку машине чуть больше года, то мы еще обкатываем ее и проверяем, чтобы в дальнейшем участвовать на ней в соревнованиях более высокого класса»
Слева Александр Орлов здесь в роли штурмана. Максим Плюхин справа, пилот Lada 4x4 CNG, принявший участие в прохождении российского участка ралли «Шёлковый путь».
Фото с гонки Холмы России, Кузоватово 2018 год. Кстати, все значимые призы Орлов завоевал, как пилот.
Подиум в ралли
За 2 года участия в российских ралли-рейдах команда ATC racing team добилась высоких результатов: второе место на бахе «Крым», второе место в ралли-рейде «Великая степь — Дон», третье место на «Холмах России» и победа на бахе MRC.

Этим летом команда ATC racing team финишировала в международном ралли-марафоне «Шелковый путь». На таких гонках впервые принял участие двухтопливный внедорожник LADA 4х4 CNG. Пилотировал болид тольяттинец Максим Плюхин, а штурманом выступил житель Ульяновска Александр Кузнецов. Помимо установки газобаллонного оборудования автомобиль получил только парные полугражданские задние амортизаторы KYB.

В зачетном классе Т2 внедорожник LADA 4х4 CNG смог занять 6-е место из 8 возможных, а в общем зачете гонки — 21-е место. Это первый в истории автоспорта случай, когда на старт столь статусной гонки вышла команда из Тольятти на машине с метановым топливом

Редакция газеты «Семь Верст» благодарит компанию «Альтернативные Топливные Системы» (ГК «АТС») за предоставленный для теста автомобиль LADA 4х4 CNG

Фото АТС Виталия Архиреева, Владимира Пшенина и Макса Пасечного.
Макс Пасечный
Эксперт «Семи Верст»
Комментарии
    3 декабря в 16:39 Орлов Александр
  • Только пилот Я Орлов Александр, а штурман Плюхин, а не то,что написано в этой сатье.
    3 декабря в 16:44 Владимир
  • На фото Саня Орлов пилот, а с права Плюхин М.
    3 декабря в 17:10 Ponomarev
  • Орлов был пилотом на той гонке????
    3 декабря в 17:20 Сергей
  • Да ,Орлов в руле, это фото со штаба было. Журналюги косипоры.
Оставить комментарий