Н.Д. Уткин о А.В. Николаеве

Интервью с Николаем Дмитриевичем Уткиным в Издательском Доме «Семь Верст» (www.7verst.ru) о его многолетней совместной деятельности в городе с Алексеем Васильевичем Николаевым (в рамках подготовки книги воспоминаний о пятом генеральном директоре АО АвтоВАЗа).

Н.Д. Уткин о А.В. Николаеве

В.Г. Арцыков (главный редактор): Николай Дмитриевич, Когда впервые начались у Вас деловые контакты с Николаевым? В горисполкоме или ещё в бытность Вашу в горкоме…

Н.Д. Уткин: Об Алексее Васильевиче Николаеве был наслышан (со времени его работы директором Димитровградского автоагрегатного завода) как о человеке высокого интеллекта и масштабного мышления. А первые деловые контакты с ним у меня начались в период строительства Дворца культуры и техники. Тогда он был руководителем штаба стройки от ВАЗа, а я – заведующим отделом строительства и городского хозяйства...

А.Ю. Брусникин (председатель правления РО ММФС ЮНЕСКО): Таких комплексных зданий ДКиТ, как у нас в Автограде, в России - всего два. Но наш был вазовским (ведомственным) и строиться начал, если не ошибаюсь, ещё при СССР.

Н.Д. Уткин: ДКиТ ВАЗа длительное время (как и многие другие объекты культурного и спортивного назначения в стране) был приостановлен со строительством (под ключ). Но продолжение его возведения было одним из первых по стране. Руководителем его достройки был назначен первый заместитель генерального директора ВАЗа Николаев. Алексей Васильевич (не смотря на громадную загруженность непосредственно по заводу) еженедельно проводил заседания штаба по ДКиТ, и я не помню случая, чтобы заседания не состоялись. Во время заседаний возникало множество вопросов. Генеральным подрядчиком был «АвтоВАЗ-ремстроймонтаж», которым руководил Алексей Васильевич Дробышев. Запомнилась въедливость вопросов руководителя штаба Николаева и отдельные высказывания его в адрес Дробышева. Когда тот отрицательно качал головой по случаю невыполнения задания: «Ты сильно не качай головой, а то отвалится» - подначивал Николаев. Много не только новых идей, но и предложения по изменению отдельных конструктивов вносил Виноград Семен Михайлович, как главный архитектор стройки. Так он доложил на одном из заседаний, что оркестровая яма в ДКиТ сделана меньше, чем необходимо под большой симфонический оркестр. Алексей Васильевич Николаев тут же согласился с предложением по сокращению посадочных мест первых двух рядов ради возможности размещения симфонического оркестра. Без промедления на производствах по поручению Николаева изготавливались необходимые изделия для крепления подвесных потолков, электрики, сантехники и другой атрибутики. На мой взгляд, только благодаря непосредственному оперативному вмешательству Николаева ДКиТ был был представлен для жителей города в установленные сроки.

В.Г. Арцыков: Я работал пресс-аташе на ВАЗе и знаю не понаслышке как наш автогигант строил и содержал весь соцкультбыт Автограда, переданный ныне городу. Все заводчане участвовали и в субботниках, и в строительстве жилых кварталов, и помогали с уборкой урожая. А Вы, Николай Дмитриевич, многие годы радели в статусе главы администрации, мэра города за общегородские проблемы. Где без участия ВАЗа и его генеральных директоров, решать общегородские проблемы было бы проблематично.

Н.Д. Уткин: В бытность Алексея Васильевича Николаева генеральным директором ВАЗа достаточно много вопросов приходилось решать мне с ним по городу. Привожу лишь отдельные примеры. Николаев был очень ответственным и понимающим человеком и в сложных случаях, я как глава города, не стеснялся беспокоить его даже глубокой ночью. Так при возгорании леса за поселком Фёдоровка вдоль железной дороги я, поднимая противопожарные силы как лесхоза, так и городские, обнаружил отсутствие у них необходимого запаса топлива (для ликвидации чрезвычайной ситуации). Вот тогда я срочно связался (во внерабочее время) с Николаевым, который дал команду заправить пожарные машины из заводских запасов. Были и другие, как бы несвойственные для ВАЗа и Николаева вопросы.

А.Ю. Брусникин: Неужели все совместные вопросы решались однозначно и всё было гладко во взаимоотношениями с ТОП-менеджерами ВАЗа. Особенно в социальной сфере?

Н.Д. Уткин: Были примеры и этому. Так мы обсуждали участие наших хоккеистов в шефстве над дворовыми площадками. Во встрече участвовали как вазовские хоккеисты, так и их тренер Геннадий Федорович Цыгунов. Однако настойчивости и контроля со стороны руководителей хоккейной команды хватило лишь на короткий период. Шефство через несколько месяцев прекратилось. Алексей Васильевич единомышленников ценил, хотя иной раз и обманывался (в них)…

По инициативе Николаева и предложению отдельных предпринимателей обсуждался вопрос создания в городе центра сосудистой хирургии в рамках государственного и частного партнёрства. Зачем отправлять людей за рубеж лечиться, когда можно создать подобный центр в городе с привлечением иностранных специалистов. К сожалению, сразу задумка не состоялась, но спустя ряд лет мне удалось решить данный вопрос. Задумка Николаева воплотилась в жизнь.

В.Г. Арцыков: Как мог Николаев быть в курсе дел и на заводе, и в городе? Как успевал?

Н.Д. Уткин: Алексей Васильевич был человеком обязательным. Во всех городских мероприятиях он как руководитель завода принимал и личное участие. Когда не мог (по объективным обстоятельствам), всегда сообщал и обговаривал - кто будет представлять ВАЗ. Так по вопросам техническим (в частности по сетям, очистным сооружениям) он предлагал в то время соучастие Пушкова, отвечающего за этот участок работы на заводе. Я же настаивал на Гильбухе Аркадии Яковлевиче, который как бы был заместителем Пушкова. С Гильбухом мы могли и хорошо поспорить, но обязательно найти решение. А с первым (Пушковым) - маловероятно. Он лишь передавал информацию о рассматриваемом вопросе (с чем я уже сталкивался) руководству ВАЗа… Однажды у нас произошли разногласия с Сахаровым Константином Григорьевичем. Вроде бы и причин не было. Просто, мне показалось, что он не любит возражений. Заметил эти наши разногласия и Николаев. И на одной из встреч начал нас ненавязчиво мирить. Даже предложил в конце заседания выпить мировую…

А.Ю. Брусникин: Для всех ветеранов завода ещё памятен период приватизации авто гиганта. Я, хоть и был ветеран ВАЗа, но тогда переводом ушёл с ВАЗа директором ДК 50-лет Октября (ныне - театр «Колесо»), потом (с 1990 по 2000 года) избирался депутатом и принципиально отказался получать ваучеры, а потом и акции ВАЗа. Предполагая, что оценка авуаров ВАЗа была занижена и будет пересматриваться.

Н.Д.Уткин: Когда проходила приватизация ВАЗа, я в ней (как и Николаев) не участвовал. А спустя годы Жилкин Сергей Федорович (на то время мэр города) передаёт мне для изучения три тома. Я начал знакомиться с их содержанием, не вникая в тома, где описано вне городское имущество и внутризаводское, уделив особое внимание городскому имуществу. Со стороны бухгалтерии все сделано было четко. Вписано все. Но с хозяйственной стороны были непродуманные отдельные вопросы. Как пример – обводная дорога была вписана в имущество ВАЗа. Дорога пришла в запущенное состояние и требовала срочного капитального ремонта. Куда бы я не обращался (и в Москву, и в дорожные фонды), но получал отрицательные ответы со ссылкой на принадлежность дороги ВАЗу. Лишь через два года удалось решить вопрос и сделать ремонт дороги силами «АвтоВАЗтранса» за счёт областного дорожного фонда, передав обводную дорогу в последствии в его ведение.

Возник вопрос и по незаконченному строительству мусороперерабатывающего завода. В этом случае нашелся инициатор его достройки – Владимир Иванович Беляков (руководитель «АвтоВАЗтранса»). Любимая фраза Белякова: «Есть идея!». Она означала всегда одно и тоже: «Будем делать то, чего пока нет». Алексей Васильевич Николаев, приезжая на завод, с юмором говорил, обращаясь к Белякову: «Что сумел натворить – показывай, раз делать тебе нечего.»

В.Г. Арцыков: Как профессионал по городским коммуникациям, Вы, Николай Дмитриевич, знаете о значительном износе нашего городского хозяйства. О котором пишет нам, в федеральную газету «Семь Верст» (www.7verst.ru) и Лауреат премии Совета министров СССР, к.т.н., вазовец Валерий Евгеньевич Волохович. А на заводе техническая дирекция и генеральные директора постоянно занимаются модернизацией технологий.

Н.Д.Уткин: Действительно, ВАЗ был второй завод в России по технологии (несколько, правда, устаревшей), но тем не менее – действующей технологии. Была создана инициативная команда во главе с Дегтяревым Сергеем Николаевичем, которая оперативно внедряла новые (дополнения к проектным) технологии, привлекая к этому иностранных специалистов. За ответом (по технологическим вопросам и по социальным технологиям) к нам приезжали специалисты из других городов. Особенно поразила большая делегация из Подмосковья, которую мы принимали в городе и на АВТОВАЗе по просьбе губернатора Громова. Было ещё несколько социально-технологических идей, с которыми приходил неугомонный Беляков к Николаеву, и ко мне. Он предлагал, например, построить авто гоночную трассу вдоль Волги в прибрежном парке. Настойчив был Беляков и время приезда в город Поликарпова Станислава Петровича, бывшего заместителя Виктора Николаевича Полякова. Работающего в это время начальником главного управления капстроительства Министерства автомобильной промышленности. Алексей Васильевич Николаев приглашал нас для обсуждения вопроса на инициируемое Беляковым место, где и было принято решение о нецелесообразности (для горожан) размещения трассы «Формулы-1» на данной территории (вдоль пляжей Автограда).

А.Ю. Брусникин: Вы, Николай Дмитриевич, стояли у истоков создания и деятельности международной общественной организации (с межрегиональной территорией деятельности) РО ММФС ЮНЕСКО. Юридическим учредителем которой в 1996 году являлся Посол Доброй Воли ЮНЕСКО, Президент Российской Академии Художеств Зураб Константинович Церетели. Заслуженный художник России… Были ли у Вас разногласия при установке в городе различных памятных композиций известных в России скульпторов. Разногласия с вазовским генералитетом по этому вопросу, в том числе с Николаевым?

Н.Д. Уткин: Был один спорный вопрос, в котором Алексей Васильевич Николаев был не моим сторонником. Это вопрос размещения по проекту Рукавишникова памятника Святому Николая Чудотворцу и обустройство Центральной площади. Свой вариант отстаивал Жилкин. Я был против размещения памятника в обваловке с двух сторон и с каналами по всей Центральной площади, начиная от часовни. Площадь теряла свой смысл, как публичная. Церкви и часовни в России не окружали водными каналами. Небезопасно было и для детей. Они бы с грунтовой обваловки устроили в зимнее время катания с горок... Мне удалось отстоять свои позиции, но Алексей Васильевич не затаил никаких обид на меня (от подобных разногласий). При обсуждении кандидатуры на пост мэра на заседании Совета директоров города он поддержал мою кандидатуру.

В.Г. Арцыков: Я что-то слышал, Николай Дмитриевич, о каком-то Вашем общем с Николаевым запатентованном названии местной продукции.

Н.Д. Уткин: Когда на Животноводческой ферме, построенной при участии мэрии и ВАЗа, освоили производство сыра, возник вопрос: «Какое имя дать сыру?» Решили назвать сыр «Николаевский». Исходя из наличия этого имени в фамилии, именах, отчестве ответственных участников создания этой фермы и производства сыра: Николаев Алексей Васильевич, Добындо Михаил Николаевич, Уткин Николай Дмитриевич, Туманов Николай Александрович.

А.Ю. Брусникин: Не пора ли, Николай Дмитриевич воссоздавать нам городской Совет Старейшин при местной Думе, сопредседателем которого Вы уже были ряд лет?!

Н.Д. Уткин: Я (до избрания председателя Думы) говорил об этом с Юрием Михайловичем Сачковым, предлагая и уточнить прежний состав городского Совета Старейшин при Думе.

В.Г. Арцыков: А мы с Александром Юрьевичем Брусникиным обсуждали днями эту инициативу с Николаем Васильевичем Ляченковым. Ранее – с Надеждой Ивановной Хитун. Направили свои предложения по электронной почте Николаю Ивановичу Остудину и Александру Васильевичу Денисову, в Общественную палату города…

Комментарии
    23 февраля в 11:20 Анна Дудина
  • Николаевский сыр хорош, надеюсь, воссоздание городскооо Совета Старейшин при местной Думе ещё на повестке дня...
Оставить комментарий