ГОРОД, КРЕЩЁНЫЙ ГЕРБОМ ТРОИЦЫ – ДРЕВОМ ЖИЗНИ…

ГОРОД, КРЕЩЁНЫЙ ГЕРБОМ ТРОИЦЫ – ДРЕВОМ ЖИЗНИ…

Герб города Ставраполя, крещёного именем Ставрополь.

Ставраполь (Ставрополь), основанный в 1737 году, название получил в 1739 году, когда уже все крещёные калмыки (из разных мест) были отправлены на новое место для осёдлой жизни и военной повинности в стратегически важном регионе левобережного Заволжья (переполья) между реками Черемшан и Сок.

Оренбургский (военный) губернатор И.И.Неплюев прислал в Сенат рисунок сочинённого герба: «По состоянию нынешнего места и поселяемых там крещёных калмыков прилично было изобразить на щитку в жёлтом или золотом поле калмыкскую круглую шапку, при реке положенную, позади которой два копья, а над нею изобразить в сиянии крест, что может знаменовать прежнее и нынешнее того народа состояние».

Геральдмейстерская контора, ознакомившись с рисунком, решительно его отвергла и сочинила в 1745 году, а затем совершенствовала и 29 ноября 1751 года представила Сенату новый герб – «в силу регулов герольдических». Было предложено три варианта герба (описание двух – пока не найдено). Тот, что более других понравился Сенату, имел следующее изъяснение: «Понеже слово Ставрос на греческом языке значит крест, а полис – город, того ради изображённый в гербе в золотом поле красный лапчатой крест в вершине щита и город такого ж цвету, на зелёной подошве щита стоящий, точно согласуется с именем города Ставрополя. Положенные ж над городом на подобие Андреева креста два чёрных копья показывают, что помянутый город населён новокрещёными калмыками». Но императрицей герб не был утверждён. До 1780 года у города была только сургучная печать.

22 декабря 1780 года утверждён герб города Ставрополя: «В верхней части щита герб Симбирский. В нижней в золотом поле треугольная крепость, в середине которой вооружён чёрный крест…» Интересно, что в Царскосельском лицее на огромной карте государства Российского, по которой обучали и молодого лицеиста Александра Пушкина, наш город обозначен с названием Ставросполь («ставрос» по-гречески «крест»)…

Получается, что город, изображённый на карте признанного картографа Ивана Красильникова 1755 года с огласовкой на «а»: «Ставрапольское въдомство» (ставка на берегу РА в ополье) получил своё название Ставрополь при крещении гербом в 1780 году… (На другой карте И.Красильникова – только Ставрапольское ведомство через «а»).

Герб города, как Древо Жизни

Как и в 18 веке непросто утверждался герб нашего города в конце прошлого века (автор герба А.М.Корж). Например, традиционно черный крест в православном его изображении на гербе, а не перекрестие (как у автора герба), утверждался открытым голосованием депутатами городской Думы. На карте-схеме Центрального района нашего города (сюда были перенесены дома из затопляемого Ставрополя) «можно чётко разглядеть составленный из улиц Святой Голгофский Крест. Положив рядом с картой его подлинное изображение, остаётся только поражаться промыслу Божиему!» («Церковный Вестник» №8(80) август 2005г. «Город Святого Креста»).

Были мои предложения (при утверждении герба на заседании Думы) изменить изображение рельефа гор над основной частью герба. «Так как нынешнее изображение рельефа гор символизируют то ли кастет, то ли Кавказские горы». Рельеф Жигулей – единственных гор по Волге (самой крупной реке Европы) – пологий: яры – мары – буяны (причалы) - курганы… Даже левосторонние Жигули – Царёв курган и Сокские горы с восточной степи смотрятся как на картине Васнецова «Три богатыря» - покатыми. Также и на картинах Рериха (о нашем Поволжье из цикла Каменная летопись Руси). В том числе в разных трактовках его картины «Заморские гости».

Вольное или невольное совпадение в основном изображении нашего герба с герметическим изображением Древа Жизни (Кадуцеи) - древнейшая миссия Великой (Самарской) Луки и Жигулей… Чей образ мы заявили в своём гербе, даёт право заявить в изображении Жигулёвских гор за Волгой на нашем гербе яровых (пологих) элементов Древа Жизни. Вид (объёмный) Древа Жизни, вид сверху, например, совпадает с изображением иконы «Неопалимая купина», иконы «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных»… Узнаваемые элементы Древа Жизни встречаются в геральдике ряда Поволжских республик России.

Герб города, как герб Троицы

Консультируясь со своим соратником по изучению истории и географии России, Поволжья Евгением Николаевичем Краснослободцевым, я был в начале слегка ошарашен его заявлением, что изначально при основании будущего Ставрополя никакой крепости не строили

Мы не говорили о каком-то очевидном для русского мировоззрения укреплении для княгини Тайшиной. Ведь ещё внук верховного хана Аюка Баксадай Дорджи после принятия христианства в 1724 году и получении при крещении имени Петра Тайшина, обращается к правительству Петра I с просьбой отделения крещенных калмыков и построения для них крепости. Обсуждался вопрос о городке-крепости… И на ланд-картах того времени, например, на ланд- карте Самарской Луки, составленной по поручению В.Н.Татищева английским моряком Джоном Эльтоном (газ. «Честь имею» №23 (542) 19 июня 2009 года) Ставрополь не прорисован как крепость. И соответственно не обозначен как крепость по канонам картографии того времени. Разработчиков проектов герба, краеведов и историков сбил, видимо с толку заголовок «ПЛАНЪ КРЕПОСТI СТрОЮЩЕСЯ ДЛЯ КНЯГНI АННЫ ТАНШIНЫ Съ НОВОКРЕЩЕНЫМИ КОЛМЫКИ ПРИ УРОЧIЩЕ КУНЬЕИ ВОЛОШКИ». Шестиугольная (треугольная), якобы, крепость на ПЛАНЕ… обозначает, на самом деле, «вал» перед городком с противоположной стороне от реки. Кстати, такие валы были достаточным укреплением против конницы, тем более, что на территории городка был гарнизон солдат…

От кого же, якобы, надо обороняться, если надо было Волжский путь охранять. Если само расселение для этих целей крещёных калмыков охватывало территорию (ВЪдомство) левобережья реки Волги от Реки Черемшан до реки Сок. Что отражено и на карте 1755 года (газ. «Честь имею» № 25 (544), 3 июля 2009 года).

И в описании первых гербов Ставрополя (правда, не принятых) - ни слова о крепости. И только в описании герба 1780 года, предложенной Геральдической конторой (г. Санкт Петербург), появляются в описании герба странная на первый взгляд, не геральдическая терминология - «треугольная крепость». Авторитет конторы непререкаем и в то же время обязывает их, как разработчиков герба, соблюдать каноны геральдики, где крепость должна изображаться «двумя башнями». Вообще в геральдике нет понятия «треугольная крепость». Да и почему крепость - треугольная или с какой целью построили или отображают треугольность крепости?!

Пути Господни неисповедимы. Краснослободцев «прошерстил» Интернет – нет таких «треугольных крепостей» в гербах городов. Только у нашего Ставрополя и у Ставрополя, основанного в 1799 году на месте, которое в 1722 году Пётр I назвал Святой Крест (будущий Ставропольский край).

Я понял, что изображение «треугольных крепостей» надо искать в образах крепости христианства. Тем более, что граница христианского мира многие века пролегала по Волге, а затем по божьим дорогам (рекам Самара или Черемшан) отодвигалась на Урал. Кстати, как и граница Европы и Азии, которую В.Н.Татищев перенёс на Урал…

Когда же я обнаружил древнее изображение Святой Троицы, в том числе древнее изображение герба Святой троицы, всё встало на свои места. Россия при прямой заинтересованности стран Европы, Ватикана, Ост-Индской компании (Британии) была нацелена на укрепление торгового безопасного Волжского пути с Восточными и Юго-Восточными странами. Чего стоит только Персидский поход Петра I или его указания и военные экспедиции: «Путь водяной из Санкт-Петербурга по Волге через Каспий в Индию сыскать».

Границы Волжских берегов могли обеспечить только единоверцы: казачество и крещёные калмыки, которые словно рождены были на коне и для охраны окраин (украин) государства Российского. В1720 -1722 годах Пётр I издал несколько указов о христианизации народов Поволжья. После его смерти и на территории нашего края действовала Новокрещенская контора, просуществовавшая 20 лет, с большим штатом проповедников, чиновников и командой солдат. Правительство обещало новокрещённым временные льготы, освобождение на три года от податей и рекрутской повинности, выдачу крестов, денег и одежды.

«Треугольная крепость» - видимо, неточный перевод слов: «крепость Троицы» или «укрепление христианства» (крещёные). Слишком много было иностранных специалистов в государственных российских конторах и лишь немногие из них за одно поколение смогли обрусеть. Например, во времена В.Н.Татищева в России за картографию отвечал француз Делиль. Практически все ланд-карты того времени и более ранние, в том числе и составленные И.К.Кирилловым и В.Н.Татищевым.., были вывезены в Европейские страны (как, кстати, и древние иконы, книги, летописи…) Некоторые из карт находятся только в 20 веке, многие исчезли. Историческая география Евразии (особенно российская до 19 века) собирается по крупицам.

Очевидно, что будущий Ставрополь (первое название получил в 1739 году с огласовкой на «А» - Ставраполь - ставка на берегу РА в ополье: на левобережье) возводился не для переселения крещёных калмыков, а для укрепления державы и божьей дороги – Волги (РА) в одном из «разбойных мест» - устья реки Усы, в районе Жегулёвского перевоза – переправы вдоль трёх островов от села, носящее название Жегулиха (Жегулина труба, ныне – Жигули), до Куньей воложки (на карте Ставрополя 1941 года эти переправы: наискосок по течению - туда и напрямки - обратно, как и русло Усы до Морквашей и далее, – указаны). А так как «шалили» на Самарской Луке, в том числе и казачество, то по линии Министерств иностранных дел сюда переселяли калмыков – только крещёных калмыков (в тогдашней огласовке – «колмык»).

Да, и место, как центр расселения крещёных колмык от реки Черемшан до реки Сок, Василий Никитич Татищев выбрал по ланд-картам И.К.Кириллова, будучи на Урале. Даже изменил первоначально намечаемое И.К.Кирилловым место для строительства городка на реке Ток на стратегически более подходящее место: Кунью воложку (переполье), где уже были с 16 века казацкие «сторожа» и «сторожки», «сторожевые засеки» («и на островах тож») – вдоль древнейшего Жегулёвского перевоза, работал Куний заводок по добычи соли – о чём есть архивные данные, где стояли: деревня Кунья Савiна монастыря, деревня без названия (на карте 1737 г.), сельцо Фёдорова (сёлами называли деревни, где был храм), а также земли Звенигородского Савво-Старожевского монастыря.

И главное - удобный перевоз через Волгу: Жегулёвский перевоз, который в 1824 году сам Государь Александр I, путешествуя по Волге и переправившись через неё в Ставрополь, приказал сделать портом. Эту же Жегулёвскую переправу десятилетие спустя описал Александр Сергеевич Пушкин, переправившись по ней на обратном пути из Оренбургской экспедиции, в неопубликованной главе (его название – Пропущенная глава) романа «Капитанская дочка»…

А спустя полстолетия, будучи (есть основания предполагать, что дважды) на речном пленэре по Волге, отобразил эти удивительные места вдоль и пообочь Жегулёвской переправы Николай Константинович Рерих. Нарисовал одну из немногих картин не о море И.К.Айвазовский «Волга у Жегулёвских гор». Самарский художник К.П. Головкин «Переправа через Волгу»…

Вот они два моста Ставрополя – Тольятти: по божьей дороге – Волге и древнейшему Жегулёвскому перевозу, которые и столетия спустя формируют и укЛАД места и укЛАД жизни поволжан нашего региона – городского округа Тольятти.

И ныне: только у нашего волжского города – море: Жигулёвское море, только напротив нашего волжского города – горы: Жигулёвские горы, только у нашего волжского города в гербе города – древнее изображение Святой троицы: Древо Жизни! И лодьи – древнерусские корабли с профилем коней коун» - «кун»).

 

ТОПОНИМИКА (интерактивное интервью).

БРУСНИКИН: КУНья. До сих пор в Самарском Заволжье сохранились многочисленные названия с корнем КН (кун, кон, кин, кан, а на дореволюционных картах – коун): Кунеевка, Кинель, Кануевка, Конное, Конный обоз, Коноваловка, Коногоровка…Кочевничество – это кони, оброк и торговая мера (кун, коун) – это кони. «Дикое поле» («Дикие воды») – это прокорм коней, битвы – это кони… И ныне (вот он мост укЛАДа мест) город Тольятти – центр автомобильной промышленности (кто бы что не говорил): торгует «лошадиными силами». Другие значения слова «кун» - древнерусская лодья – корабль, направление, торговая мера.

КАЛЯДИН: КУН-КОУН как деревня Кунья у древнейшего Жегулёвского перевоза, как и Кунья воложка, и Куний заводок – прародина Ставрополя и Тольятти.

А топонимическое значение слова ВОЛОЖКА (вост.)проток, всякий из множества боковых рукавов, протоков Волги, образующий острова, а со временем старицы и ерики; заостровка (В. Даль).

БРУСНИКИН: Топонимическое значение слова Став – ставить – СТАВити (древнерусский), сооружать, устанавливать; СТАВити на щит – оборонять, защищать. Став, например, Ставное (на р. Уж), Ставище (на р. Гнилой Тикич), Ставрово (на р. Колокша), Заставна…- опорные пункты засечной черты (линии) – оборонительные сооружения на южных и юго-восточных окраинах Русского государства для защиты от кочевников (состояли из засек, валов, рвов, частоколов, дополнялись естественными преградами – реки, овраги); наиболее известной была Большая Засечная черта.

КАЛЯДИН: Топонимическое значение слова РА (Болга – Волга) – название великой РА-реки в значении Большой путь, РА - название реки Волги от устья до впадения в неё реки Камы (Итиль).

БРУСНИКИН: Топонимическое значение слова Поль (поле) – встарь полем называли наши южные степи (В.И.Даль). Полевой или польный (старинное – польской, сиб.) – к полю относящийся: дикий, вольный… Наши места называли Дикое поле, Дикие воды, Переполье. То есть: Вольное поле, Вольные воды, Приволье

КАЛЯДИН: Привожу ряд гербов, которые упоминались в авторском краеведческом тексте А.Ю.Брусникина.

 

Герб города Ставрополя (1780 года).

Стилизованный герб города Тольятти.

 

Древнее изображение Святой троицы

(зиждется на элементе Кадуцеи – Древа Жизни).

 

 

БРУСНИКИН: Карта СТАВРАПОЛЬСКОГО ВЕДОМСТВА И. Красильникова 1755 года (Оренбургская губерния). При увеличении читается и наш СТАВРАПОЛЬ (с огласовкой через «А»), входивший более 100 лет в Оренбургскую (военную) губернию (с почтовым трактом).

 

 

 

Карта Самарской Луки, составленная английским моряком Джоном Эльтоном по распоряжению В.Н.Татищева (1738год), «о кривизне которой доподлинно известно не было».

Фрагмент карты Симбирской губернии (1824 год). Большие дороги: на Сызрань (без переправы) и на Самарскую Луку с разветвлениями в Жегулиной Трубе (с переправами): на Самару (не почтовый тракт) и на Ставрополь (до 1851 года - Оренбургской губернии).

Самарская Лука. Снимок с дельтоплана (Виктор Пылявский) – в районе Муромского городка, слева от села Жигули Ставропольского района Самарской области (вдали – садово-дачное товарищество и река Уса). На противоположном берегу реки Усы, чуть позже возник подобный Цветок Жизни (Древо Жизни – вид сверху).

 

«Дивитра гора» – на реке Уса «Усса».

 

 

Картина «Переправа в Жигулях». К.П. Головкин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЯДИН: Современная жигулёвская амазонка у утёса «Девья гора» (нынешнее название – Девья гора?!) на Молодецком кургане близ нынешнего села Жигули и «Муромского городка» (вдали, за Усинским заливом – упоминаемый в архивах Муромский бор (наряду с Муранским бором) и виднеется река Уса, текущая параллельно с рекой Волгой до реки Самары, разделенная гладью волн с Волгой лишь системой островов).

БРУСНИКИН: Древний спуск на воду в залив (у нынешнего села Жигули по нынешней улице Пролетарской, где коттеджи отнюдь не пролетарские…) древнерусских лодий - кораблей: нос и корма - с профилем коней (кункоун), близ «Муромского городка» и Муромского бора (картина Николая Константиновича Рериха. «Волоком волокут».).

Оставить комментарий