МОСТЫ принимайте в подводном погосте... Семь верст от Тольятти - "Заморские гости"!

МОСТЫ принимайте в подводном погосте... Семь верст от Тольятти -

В начале прошлого века Николай Константинович Рерих задумал эпохальный проект сохранения историко-культурного наследия древней Руси: авторские художественные полотна - Цикл картин «Каменная летопись Руси», которую Н.К. Рерих создал (в основном в 1903-1904 годах в рамках своих многочисленных путешествий по России) из более 100 своих авторских картин. В том числе в этот Цикл картин «Каменная летопись Руси» Н.К. Рерих включил и ранее написанные авторские художественные полотна: «Город. Утро», «Городок», «Городок зимой» и ряд других.

Из авторских воспоминаний художника известно, что началом этого проекта было первое его участие в пленэре художников по Волге - из Казани (таких его водных путешествий по Волжскому Понизовью (как тогда называли наше Поволжье от Казани до Астрахани) было, как минимум, два: до Астрахани и/или до Царицына). Участие в пленэре художников по Волге из Казани стало и первым путешествием молодожёнов Рерихов: Николай Рерих 28 октября 1901 года женился на Елене Шапошниковой. Об этих путешествиях по Волге Рерихов поведала (при жизни) Галина Кальжанова (в то время – руководитель городской общественной организации «Дом Рериха» в Тольятти), продемонстрировав соответствующее описание этого воспоминания у самого Рериха. Несомненное влияние на авторский проект «Каменная летопись Руси» Николая Константиновича Рериха оказал его учитель живописи Архип Иванович Куинджи, чья картина «Волга» явно изображает (/А.Ю.Б./) утёс «Девья гора» Жигулей (в доработанной версии картины А.И.Куинджиутёс «Девья гора» и утёс «гора Лепешка»).

Наброски и образы многих авторских картин Н.К. Рериха формировались на «зелёных стоянках» экскурсионных пароходов по Волге (во время пленэров художников по Волге, началом которых можно считать путешествие 1839 года художников братьев Чернецовых, нарисовавших всю панораму Волги…). В 1903 году Николай Константинович Рерих стал членом Союза художников и совершает в 1903 – 1904 годах поездки по старинным русским городам. Результатом которых стали его авторские картины: Вольга Святославович», «Соловейразбойник», «Весна священная», «Три радости», «Микула Селянинович», «Утро княжей охоты», «Пантелеймонцелитель», «Целование земли» и «Поцелуй Земле», «Чары звериные», «Половеций стан», «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится», «Святой Пантелеймон Целитель «радуйся», «Иноземные гости», «Гости плывут», «Заморские гости», «Волоком волокут» (последние четыре картины, вернее все наброски к ним, явно (/А.Ю.Б./) писались художником Н.К.Рерихом на «зелёной стоянке» у Самарской Луки...).

Как пишет Галина Ивановна Кальжанова: «Началось паломничество по святым местам Руси в мае 1903 года и шло до сентября, чтобы следующим летом возобновиться»... «Хождение по старине» с юной супругой было феерически прекрасным». Как писал сам Н.К. Рерих (в своём очерке «Земля обновлённая»): «Учась у камней упорству, не смотря на всякие недоброжелательства, я твержу о красоте народного достояния».

Одна из таких «зелёных стоянок» для пароходов во время пленэров художников по Волге была (/А.Ю.Б./) стоянка на (ныне затопленном Куйбышевским водохранилищем – «Жигулёвским морем») острове «Зелёненький» (вдоль древнейшего «Жегулёвского перевоза» - напротив нынешнего города Тольятти). О чём прямо и косвенно свидетельствуют наброски картин и сами картины Н.К.Рериха: явно (/А.Ю.Б./) - «Заморские гости», «Иноземные гости», «Гости плывут»…

На картине «Заморские гости» Н.К.Рериха очевиден (/А.Ю.Б./) историко-географический сюжет возвращения русского войска с одного из заморских походов по Великому Волжскому пути, совершавшихся как на Каспий, так и на Чермное (Русское) море (вероятно, художник имел в виду тот водяной поход, когда на ворота Царьграда был прибит русский щит…). Художник изобразил очередное возвращение по Волге мимо дружественной Волжской Булгарии. О чём – и ландшафт картины. И именно ландшафт Жигулёвских гор, Волги у Самарской Луки. С правосторонними Жигулёвскими горами, в том числе - с теми, где изображены художником: утёс «Девья гора» и гора «Молодецкий» курган», за которой (предполагаемый художником на горе) легендарный Муромский городок (или Керкек?!?), а ближе к зрителю - утёс «гора Лепешка», название которого, вероятно, идёт как от общего вида утёса, так и от корня – «лепота» (по Владимиру Ивановичу Далю, много лет собиравшего свой многотомный словарь «Живого Великорусского языка» в том числе в нашем крае «Волжского Понизовья»). С пологими левосторонними Жигулёвскими горами и с горой «Царев курган». Фон Жигулёвских гор на картине Н.К.Рериха «Заморские гости» явно перекликается с фоном этих же гор (но с другого ракурса) на картине его учителя – А.И.Куинджи «Волга» с утесом «Девья гора» (в доработанном варианте картины А.И.Куинжи. «Волга» - с утёсами «Девья гора» и «гора Лепёшка»).

При внимательном рассмотрении всей картины Н.К. Рериха «Заморские гости» (даже без увеличения её фрагментов) – явно виден волжский ИЗГИБ Самарской Луки с плывущими кунами (друвнерусскими лодьями с профилем коня на носу или на носу и корме лодьи), в которых – многочисленное войско. Эти КУНЫ с русским войском для волжских булгар поистине – ЗАМОРСКИЕ ГОСТИ. Рельеф местности и гор на картине Н.К. Рериха «Заморские гости» по исследованию журналиста Валерия Иванова (псевдоним – «Чукотка») и его соратников, по моим (Александр Брусникин) исследованиям истории создания картины и географии картины - уникален именно для Жигулей.

Другая картина Н.К.Рериха о Жигулях и Самарской Луке (из серии художественных полотен «Каменная летопись Руси») неожиданно была мною /А.Ю.Б./ осмыслена после размещения её Дальневосточным книжным издательством (в альбоме географических карт России) – как образ Поволжья Самарской Луки. Название этой картины Николая Константиновича Рериха - «Волоком волокут»…

Уже сорок лет назад я (/А.Ю.Б./) задумал и искал сюжеты картин и фотографий на фоне ландшафта известных мест Жигулёвских гор и иных исторических ЯРОВ – БУЯНОВ – МАРОВ – КУРГАНОВ Среднего Поволжья. Хотя картина Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря», которую (/А.Ю.Б./) инициирую на статус государственного символа России), была написана на фоне (так называемых) малых Жигулей (никак не на обзорном фоне Самарской Луки), но отыскался похожий ракурс (для фото-художественной съёмки) и в наших местах (в районе дороги от Тольятти на Самару: у птицефабрики).

А ракурс картины Н.К.Рериха «Заморские гости» вполне можно (/А.Ю.Б./) узреть и снять с соответствующей точки ныне затопленного острова «Зелёненький»: с яхты или парохода (возможно – и зимой).

Нашёл (/А.Ю.Б./) и место: откуда мог делать свои наброски Николай Константинович Рерих (во время «зелёной стоянки» пленэра художников по Волге) для картины «Волоком волокут». Нет это не мифологические (якобы, для переволакивания лодий) Переволоки. Это село у древнего «Жегулёвского перевоза» - Жигулиха (Жигулина Труба, ныне – село Жигули) с Усинским заливом (напротив которого упоминаемый остров «Зелёненький»). Ныне в селе Жигули – это коттеджная улица Пролетарская (с предполагаемым Н.К.Рерихом месторасположением древнего городища в Жигулях). Справа (на картине) – подножье горы «Молодецкий курган» с утёсом «Девья гора» и с молодняком строевого соснового леса… Волокут именно вновь построенные КУНЫ из строевого соснового леса, который славился на Великой (Самарской) Луке. Со времён Александра Македонского (и много ранее). Недаром (/А.Ю.Б./) «хозвзвод» Македонского сплавлял из этих мест по реке РА, которые величались Александровы СТОЛПЫ, плотами строевой лес на Каспий для конницы войска Александра Македонского (перед его походом в Азию, в том числе и через Каспий по Аму-Дарье, впадавшей одним из рукавов в Каспийское море)… В прошлом веке археологи нашли подобные останки плотов из строевого леса нашего Поволжья (а мечта Петра I , о которой он вспомнил и на смертном одре, – «Водяной путь из Санкт-Петербурга по Волге через Каспий сыскать...»).

Отдельной историко-географической темой являются исследования о переправах через Волгу в древности. В том числе о древнейшем Жегулёвском ПЕРЕВОЗЕ (от нынешнего города Тольятти (Ставрополя – близ Кунеевки) до окрестностей нынешнего села Жигули вдоль трёх ныне затопленных островов, в том числе - острова «Зелёненький»)… ПЕРЕВОЗ, который использовали (потаённо) как монгольские войска («Баранья битва»), так и через столетия /А.Ю.Б./ часть русского войска Тахтомыша (после битвы с Тимуром недалеко от Царёва кургана)…

Авторский материал – А.Ю.Брусникин (AleksandrUrevicBrusnikin@gmail.com) - редактор сайта Издательского Дома «Семь Верст» (www.7verst.ru).

Содействие – В.Г.Арцыков (AVG45@list.ru) - представитель федерального сайта VIPERSON (www.viperson.ru).

Оставить комментарий