Тольятти город-мост

Тольятти город-мост
  • 4 апреля в 09:43
  • 22
  • 1073
  • 0

Открываем интерактивную дискуссию на страницах и сайте федеральной газеты (www.7verst.ru) о миссии города Тольятти, о Самарско-Тольяттинской агломерации и о составляющих этого пилотного российского проекта: об особой экономической зоне ПТП «Тольятти», технопарках, о «Жигулевской долине», о ТОСЭР Тольятти – территории опережающего социально-экономического развития города (новое направление федеральной программы поддержки – развития – модернизации моногородов).

Александр Брусникин, директор по развитию федеральной газеты «семь верст», действительный член РГО, председатель правления РО ММФС ЮНЕСКО:
– Проблемы более 460 моногородов России были известны властям и раньше, но никто не обладал достаточной смелостью и решимостью, чтобы затронуть этот вопрос. Как всегда в таких случаях, к необходимости хоть какого-то решения нас подтолкнула сама ситуация. И нисколько не удивительно, что полигоном для отработки механизма по преобразованию моноэкономики городов стал Тольятти – самый крупный моногород России. А вот каким образом моногород превратить в обычный – никто толком не знал, Поэтому приоритет давался наиболее громким, понятным и внешне эффектным программам, таким как открытая экономическая зона, создание IT-парка и технопарка, производство запчастей к автомобилям Ford, Renault, Nissan и Fiat. Администрация города спешно тогда подготовила план развития Тольятти до 2020 года, где более подробно прописала проекты по выводу города из кризиса. В частности, нас ожидает строительство энергоэффективного производства циклогексана, агрегата термического обезвреживания отходов и очистных сооружений на «КуйбышевАзоте», строительство завода по производству готовых лекарственных средств, создание завода по производству кормов, тепличного хозяйства, а также реализация других аграрных проектов, предусматривающих строительство современных птицеводческих комплексов в соседних с Тольятти сельских районах.

Объем намеченного финансирования инвестиционной программы на период до 2020 года уже заявило самарское правительство. В общем, планов, равно как и желающих поучаствовать во спасении Тольятти, предостаточно. Единственное, чего пока нет – обещанного строительства всех этих заводов, да и большинство инвесторов пока ходят кругами вокруг Тольятти. Обещанного, конечно, ждут 3 года, но есть ли у нас в запасе время?

Тольятти и ВАЗ в последние годы воспринимаются и инвесторами, и экономистами, и общественными деятелями как некая «черная дыра», куда десятилетиями безрезультатно утекают ресурсы. В чем дело – в нерациональном использовании целевых средств, в неэффективном руководстве, в личной незаинтересованности, или, наоборот, личных корыстных интересах? По этим и другим вопросам действительные члены РГО и член РГО неоднократно высказывают свои мнения. В том числе в рамках поручения мне, ученому секретарю местного отделения РГО А.Ю. Брусникину, от президента РГО С.К. Шойгу в феврале 2011 года на заседании Ученого совета РГО. Участники созданного ныне Стратегического социально-промышленного совета федеральной газеты «Семь Верст» высказываются также о необходимости общественной экспертизы и об общественном контроле федеральной программы поддержки моногородов, в том числе нынешних ТОРов (ТОСЭРов). Общественной экспертизе по линии Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество»…

Олег Кулагин, заместитель председателя Думы г.о. Тольятти 5 созыва, кандидат в члены РГО:

– Еще в конце 2009 года Минрегионразвития РФ разработал программу помощи моногородам, предложив принять участие в ней лишь 27 муниципалитетам. Моногородом официально признается населенный пункт, в котором либо более 25 процентов трудоспособного населения работают на одном предприятии, либо это предприятие производит свыше половины всей выпускаемой на данной территории продукции. Наш город – моногород по всем статьям.

Вадим Сафонов, бывший начальник отдела э ксплуатационных испытаний автомобилей НТЦ ОАО «АВТОВАЗ», почетный машиностроитель РФ, действительный член РГО:

– Советский Союз в свое время строил всю свою экономику через моногорода, Совнархозы, комсомольские ударные стройки, наукограды, закрытые поселения
– все это были моногорода. Исторически континентальная Россия держалась за счет моногородов: пограничное казачество, создание крупных промышленных городов на транспортных магистралях, в том числе за счет сельского населения, оборонные, космические комплексы, освоение степи, Сибири, северные, пограничные города. Моногорода России – это ее география и история, уклад жизни.

Владимир Арцыков, главный редактор федеральной газеты «Семь Верст», член РГО, член правления и наградного отдела РО ММФС ЮНЕСКО:

– Спад производства в автопроме довольно существенно затронул Приволжский Федеральный округ, где 60 моногородов, из них 13 – в Нижегородской области. Два города кроме Тольятти тесно связаны с автомобильной промышленностью: Павлово – производство автобусов средней и большой вместимости и Заволжье – крупный моторный завод. Ранее в федеральный список городов со сложной экономической ситуацией, подготовленный правительством РФ, были внесены пять монотерриторий ПФО: Заволжье (Нижегородская область), Тольятти (Самарская область), Юго-Камский и Нытва (Пермский край), Камские Поляны (Татария). Правительство страны рекомендовало региональным властям выявить конкурентные преимущества монотерриторий и обеспечить условия для привлечения в их экономику инвестиций. Речь уже идет не о моногородах, а о монотерриториях. А это – география России.

Павел Шендерей, доцент, кандидат педагогических наук, федеральный эксперт, кандидат в члены РГО:

– Еще 24 марта 2010 года Минпромторг России назвал три наиболее проработанных проекта реиндустриализации моногородов, одним из которых был назван ITпарк «Жигулевская долина», который будет работать как в сфере IT-разработок, так и создавать дизайн-проекты для автомобилестроения, в том числе работать с компаниями Fiat и Sollers, а также моделировать автокомплектующие. Специалисты IT-парка также смогут разрабатывать решения для химической и аэрокосмической отраслей, мультимедийные детские игры и ТВ-приставки. Что интересно, государство обещало помощь в виде вложения в капитальное строительство, в часть оборудования, инфраструктуру и прокладку оптоволокна.

Александр Брусникин:

– Следует отметить, что о возможности создания IT-парка в городском округе Тольятти впервые официально было заявлено в спецвыпуске газеты отделения РГО «Ставраполь - Тольятти: город-мост» на страницах многотиражной еженедельной газеты «Город на Волге» в интервью «Планида миграции и занятости» с участием действительных членов РГО и кандидатов в члены РГО. Статья официально обсуждалась за месяц до публикации с руководителями Самарского регионального и местного отделения ВПП «Единая Россия» г.о. Тольятти, с представителями государственной корпорации «Рособоронэкспорт» и другими титульными партнерами РО ММФС ЮНЕСКО. Один из которых – ЗАО «НТБ» (ныне – «ГЛОБЭКС банк) через структуру «ВТБ» – «ГЛОБЭКС» предложил уже в 2009 году базу IT-парка: сдаваемое ЗАО «НТБ» на реализацию трехэтажное здание площадью 30000 кв. м. с соответствующей инфраструктурой «Торпеда». Реальный пример участия в продвижении федеральной программы поддержки моногорода Тольятти

Владимир Арцыков:

– Не знающие географию города Тольятти «эксперты» и журналисты перепутали протяженное здание «Торпеда» с расположенным рядом стадионом «Торпедо». Почему-то этот проект в Москве назвали «Жигулевская долина» и отнесли к свободной экономической зоне, которая относится к Ставропольскому району Самарской области. Дотошную общественность волнует вопрос: «Как бы целевые бюджетные ресурсы и инвестиции по федеральному проекту поддержки моногородов не попали (по недоразумению изза географической ошибки!) жигулевскому мэру или ставропольскому главе?!» И еще – создавая свободную экономическую зону, как бы мы не забыли про экологию. И тут без общественной экспертизы, без географов, экологов и без федерального СМИ не обойтись.

Игорь Бадаев, заместитель главного редактора и редактор сайта федеральной газеты «Семь Верст», член РГО:

– Моногорода, которые на начальном этапе федеральной программы могли бы войти в программу по информации заместителя министра Минпромторга РФ, это – Набережные Челны, «где возможно создание предприятий по системе освещения», КаменскУральский, Вятские Поляны и Магнитогорск. Предприятие Левоозерский горно-обогатительный комбинат в городе Ревда Мурманской области – по его же словам – «закрываться не будет, так как там наблюдается восстановление спроса на продукцию комбината». Одним словом, монопрофильные города – вся география страны. По нашему городу или городскому округу рассматривался в свое время не учтенный пока Минпромторгом РФ проект городского гибридного экологического автомобиля, предложенный председателем правительства к реализации в Тольятти. Заместитель
министра отразил и позицию правительства России, что со всех градообразующих предприятий необходимо снимать бремя обслуживания социальных объектов и по примеру ПАО «АВТОВАЗ» в Тольятти передать социальные объекты на баланс муниципалитетов.

Фото Виктора Четвергова

 

Оставить комментарий